Уроки семьи от калифорнийских мышей

Берите пример с Калифорнийских мышей, как нужно обдуманно решать семейные проблемы. Их взвешенный подход к разговору о супружеской неверностью может служить моделью для людей.

Конечно, мы пока еще не способны понять, что именно они говорят. Их ультразвуковой разговор происходит на частотах, которые не подвластны человеческому уху.

Однако исследователи из Университета Висконсин-Мэдисон сумели записать мышиные беседы в 5-процентном замедлении, что позволили их сделать понятными если не в словах, то хотя бы в интонации.

Эти данные, опубликованные в журнале Frontiers in Ecologie and Evolution, представляют широкий спектр диалогов между мышиными парами - от лающих и рычащих до нежно воркующих.

"Они издают множество звуков - некоторые похожи на быстрые, односложные чириканья птиц, другие - на более устойчивую вокализацию, похожую на звуки китов, ели их замедлить до уровня, доступного для человеческого уха, - говорит Джош Полторак, один из авторов исследования. - Агрессивная, лающая вокализация постепенно уходит по мере того, как они ближе знакомятся друг с другом".

Эксперимент был проведен над 55 Калифорнийскими мышами, - они, в отличие от большинства грызунов, убежденные однолюбы, непреклонные в своей моногамности. Именно поэтому калифорнийских мышей (которые сильно отличаются от обычных мышей - у них большие уши и длинный хвост) часто используют исследователи для моделирования гендерных ситуаций, схожих с человеческими.

Наблюдая за их поведением и общением, исследователи сумели проследить, как возникали связи между парами. Как во многих романах, эти связи начинались с дискомфорта, неловкостей и крика.

"Ругань отвратительная, - объясняет Полторак. - Это как смесь собачьего лая и львиного рыка".

Но постепенно агрессия идет на убыль, и мыши начинают ворковать друг с другом по мере налаживания совместной жизни.

Что сделали исследователи: отделили часть самцов и отправили их жить с другими самками. Их партнерш также поселили с другими самцами. Третью группу тестируемых поселили отдельно, оставив жить в одиночестве. А четвертая, контрольная, группа продолжила вести жизнь в своем любовном гнездышке.

А через некоторое время подопытные были воссоединены со своими партнерами. И тут возник разительный контраст с мышами, которые были просто разделены. Многие воссоединенные пары лаялись и ругались на своих повторных партнеров. Как если бы мыши нюхом чувствовали измену. Такой "изменщик" явно несет о себе какую-то информацию, которую чувствует партнер.

Однако постепенно крики и скандалы утихали и переходили в совместное воркование. Пары воссоединялись и производили многочисленное потомство.

"Мы пока не можем понять, почему они прекращают лаять на партнеров - оттого, что у них слишком сильная связь, позволяющая выдержать проблему измены? - говорит Полторак. - Или, наоборот, слишком слабая связь, и им все равно, чем занималась другая мышь во время разлуки?"

Но мы уже можем вынести урок из опыта примиряющихся мышек. Никакой ад не сравнится с гневом оскорбленной мыши, но длительные отношения все равно базируются на коммуникации. В том числе и периодическая ругань в адрес заблудшего партнера, чтобы наставить его на путь истинный.

Фото: pinme.ru

Читайте также:

"Поющие" мыши - конкуренты канареек и соловьев...

Обсудить