О бурном развитии детского конного спорта в России в последнее десятилетие говорили и писали уже не один раз. Тем не менее, ситуация с этой спортивной дисциплиной до сих пор продолжает оставаться неоднозначной. Точнее говоря, не с самим детским конным спортом, а с тем, как его воспринимают большинство наших соотечественников.
Многие мои знакомые, услышав про то, что я подыскиваю для своего сына клуб, в котором он мог бы заниматься верховой ездой, недоуменно вопрошают: "У тебя что, денег много? Конный спорт — это ведь развлечение богатых". Как это ни печально, но именно такой стереотип сложился у большинства россиян: верховая езда — это развлечение богачей, которые с жиру бесятся. Переубедить их сложно, у них всегда найдется весомый аргумент — прайс-лист какого-нибудь столичного конного клуба.
Однако так ли уж они правы? Навряд ли. Начнем с того, что любой спорт — занятие не из дешевых. Что бы ребенок мог полноценно заниматься, например, хоккеем, тоже нужно потратить немалую сумму денег. Кроме того, нельзя судить о дороговизне конного спорта по документам клубов, расположенных в крупных городах — в мегаполисах жизнь вообще дороже и цены на услуги напрямую зависят от расходов клуба, которые, надобно сказать, тоже весьма высоки.
Читайте также: Спорт, который учит … любви
Однако больше всего я не согласен с отношением к конному спорту как к "развлечению". Помимо того, что данная дисциплина является полноценным видом спорта, где наездник может сделать хорошую карьеру, конный спорт — это еще и элемент оздоровительно-культурного воспитания подрастающего поколения. И здесь ему нет равных — ведь данный вид спорта является еще и иппотерапией, способом, позволяющим воспитать в юном наезднике сильную и всесторонне развитую личность, а также приобщением к культурной традиции, ведь Россия с давних времен была "конной" державой. Так что не удивительно, что общее культурное возрождение нации оказывается напрямую связано с развитием детского конного спорта.
Обо всем этом и многом другом читателям "Правды.Ру" рассказал Генеральный директор КСК "Кремлевская школа верховой езды" Борис Владимирович Петров.
— Борис Владимирович, что Вы можете сказать о развитии конного спорта в нашей стране в последние несколько лет?
— Начнем с того, что мне, как человеку, который всю свою жизнь посвятил верховой езде и конному спорту, очень приятно наблюдать некое возрождение и продвижение конного спорта в России, и особенно детского. На примере работы нашего клуба мы видим, как активно дети тянутся к этому виду спорта, и их родители, кстати, принимают в этом самое непосредственное участие. В "Кремлевской школе верховой езды" сейчас занимается около 400 детей, для всадников с 2-х летнего возраста и далее разработана специализированная программа, которая позволяет ребенку грамотно, а главное, безопасно, осваивать эту науку.
Хочу отметить, что конный спорт — это не только спорт в чистом виде. Через какое-то время он переходит в разряд искусства.
Мне очень приятно, что в России отечественная Федерация конного спорта, а также FEI (Международная Федерация конного спорта) активно поддерживают развитие детского конного спорта. Как пример — активное проведение соревнований, в которых участвуют юные всадники, организация международных семинаров.
Я думаю, что развивая детский конный спорт, мы готовим некий фундамент российского спорта. Ведь дети — это те будущие чемпионы, которые впоследствии завоюют олимпийские награды. И не только их.
Все мы знаем, что не так давно в нашей стране был очень непростой период, во время которого конный спорт пришел в весьма плачевное состояние. Однако во время экономического подъема страны возникла насущная потребность обратить пристальное внимание на многие российские традиции. И здесь "Кремлевская школа верховой езды" поставила перед собой задачу (или, точнее говоря, миссию) — через возрождение традиций отечественного конного спорта выдвижение его в мировое сообщество.
Мы достигаем этого не только путем активных тренировок, но и путем пропаганды здорового образа жизни, а также семейныхценностей.Такойвсестороннийподходпозволяетразвиватьвсадниковнетолькокакспортсменов,но и как личностей. Это, как я считаю, уникальная особенность именно конного спорта — не подавлять в спортсмене индивидуума, а развивать его как личность, во многих видах спорта поступают как раз наоборот. Но в нашей дисциплине другим путем сложно добиться успеха — лошадь будет взаимодействовать только с сильной и развитой личностью, она должна уважать всадника. А он, соответственно — ее.
— Почему детей так тянет к лошадям?
— Тот, кто хоть раз подходил к лошади, погладил и угостил ее лакомством, уже не может остаться равнодушным к этому прекрасному животному. В наш технократичный век нам очень не хватает общения с таким существом, которое нуждается в твоей заботе, ласке, и которое отвечает тебе тем же. Лошадь — весьма отзывчивое и, без сомнения, чрезвычайно доброе и чувствительное создание. Она является неким индикатором для ребенка — если он к ней с добром, то и она отвечает ему тем же самым.
Дети, в свою очередь, также очень тонкие и чувствительные натуры, поэтому они тянуться к животному, которое никогда не обидит их и всегда поймет.
— Когда смотришь соревнования по разным дисциплинам детского конного спорта, бросается в глаза то, что почти все участники — девочки. Почему же так мало мальчиков — наездников?
— Как я уже говорил, конный спорт очень быстро из разряда спорта переходит в разряд искусства. В искусстве, как мы знаем, очень важно терпение. Я думаю, что девочки обладают большим запасом терпения, чем молодые люди. Также они более чувствительны и эмоциональны. В них более развита потребность заботиться о ком-либо, да и вообще они, по моему опыту, ко всему подходят более ответственно.
Именно поэтому в детском и юношеском конном спорте, как правило, превалируют девушки. Но если обратить внимание на взрослый конный спорт, то там ситуация другая — мужчин и женщин становиться поровну, в некоторых дисциплинах представителей сильного пола даже больше.
— Почему участники детских соревнований выступают в основном на лошадях зарубежных пород? Ведь наша страна славиться своими конными заводами.
— Есть такая поговорка: "разрушить легко, а воссоздать очень сложно". К сожалению, за то непростое время, которое было еще совсем недавно в нашей стране, мы несколько утратили накопленный веками опыт коневодства, и это сказалось на том, что пришло в упадок воспроизводство лошадей, способных возвести своих всадников на Олимпийский пьедестал. Именно поэтому сейчас мы видим на соревнованиях в основном лошадей немецких, французских и голландских пород.
Однако, поскольку вместе с конным спортом сейчас в нашей стране активно возрождается и коневодство, я думаю, скоро наши спортсмены пересядут с ганноверов и голштинцев на представителей отечественных пород. Это произойдет не в один момент, ведь процессы селекции и поддержания породы занимают достаточно длительное время, но тенденция уже наметилась. Сейчас много энтузиастов, которые прямо-таки спасают отечественные породы, и их количество все увеличивается. Да и государственная поддержка в последнее время стала весьма значительной.
— А как можно помочь этим энтузиастам?
— Развивать конный спорт и проводить турниры. Ведь они создают спрос на лошадей, а будет спрос — будут и предложения. И здесь я хочу еще раз подчеркнуть значение детского конного спорта. Это фундамент, на котором стоит отечественное коневодство, а также экономика страны, которая может много получить от развития этой отрасли, ну и российское общество, питаемое национальной экономикой. Так что, как видите, детский конный спорт — это одна из основ нашей страны, причем одна из самых важных.
Читайте также: Если мы не поможем им, они могут исчезнуть
С таким утверждением сложно не согласится. Пусть же прислушаются к нему те, кто до сих пор считает детский конный спорт "причудами богатеев". Это вовсе не так. Детский конный спорт — это возможность сформировать будущее нации, и, соответственно, будущее страны уже сейчас. Процесс, участие в котором могут и должны принять участие все российские граждане.