Не так давно на некоторых форумах, посвященных проблемам отечественного зообизнеса (в частности, на форуме Россельхознадзора), разгорелась жаркая дискуссия, посвященная отсутствию всякого контроля над продажей животных и других зоотоваров. По всей видимости, это весьма актуальная тема на данный момент — участники дискуссий часто жалуются на то, что им продали больное животное или вообще не то, которое они просили. И, что самое главное, отмечают они, нет никакой возможности призвать к ответу тех, кто обманывает покупателей, поскольку в законе на эту тему ничего не сказано.
Так ли это на самом деле? Неужели в сложившейся ситуации обманутому покупателю ничего нельзя предпринять, что бы защитить свои права? Свой комментарий по данному вопросу читателям "Правды.Ру" дает Генеральный директор Союза Предприятий Зообизнеса Татьяна Ивановна Колчанова.
— Здравствуйте, Татьяна Ивановна! В последнее время все чаще в СМИ и Интернете публикуются сообщения об обманах покупателей при приобретении животных, прямо как в том анекдоте, где человеку продали медведя под видом хомячка. Скажите, пожалуйста, что может сделать покупатель в подобной ситуации?
— Здравствуйте, Антон, и уважаемые читатели "Правды.Ру"! К сожалению, практически ничего. Конечно, у нас есть постановление "Правил продажи отдельных видов товаров № 55(утв. постановлением Правительства РФ 27 января 2009 г)", которое, кстати, является на данный момент единственным документом, где говориться о правилах продажи животных.
Я хочу напомнить читателям, что согласно этому постановлению продавец, вместе с товаром должен предоставить покупателю информацию о видовом названии и особенностях содержания и разведения. Так что если вы пришли покупать хомячка — требуйте справку о том, что это именно хомячок и информацию о том, как за ним ухаживать.
Далее, покупателю также должны быть предоставлены:
Обратите внимание на последнее требование!
Справка должна быть представлена обязательно. Ее может выдать государственная ветеринарная служба или врач зоомагазина, где совершается покупка.
Без этого действительно многое непонятно — можно ли, например, требовать замены товара, и как это делать…Ничего больше в нормативной базе на сегодняшний день просто нет.
Из-за этого получается, что продажа животных практически не регламентирована официальным законодательством, то есть не понятно, какие должны быть нормы, которые следует соблюдать при продаже животного.
И, кстати, вообще любых товаров, связанных с животными. Не удивительно, что многих это возмущает, все участники тематической дискуссии на форуме Россельхознадзора предлагают установить эти нормы, хотя бы в рамках закона о ветеринарии.
— То есть получается. Что тот, кто продал медведя, может отказаться заменить его на хомячка?
— Безусловно, может. Он скажет, что когда продавал его, то выдал все надлежащие документы: справку, что животное здорово, написал его видовое название, вот, смотрите — здесь написано "хомячок". А то, что он потом превратился в медведя — значит, вы с ним что-то не то сделали, кормили, может быть, не тем, чем надо.
И никак вы не сможете привлечь его к ответственности.
Они ведь были приняты тогда, когда продажа животных еще не была так развита, как сейчас. Ответственность за все нарушения, которые могут быть при продаже животных там не прописаны.
— Да, действительно тяжелый случай. А что предлагает для разрешения данной ситуации Союз Предприятий Зообизнеса, это ведь относится к его сфере деятельности?
— Да, это так. Именно поэтому и к нам направляют всевозможные жалобы на подобные обманы. Сегодня к нам пришло письмо от Общественной организации владельцев домашних хорьков.
Они задают много вопросов, например:
Получается, что ни к каким животным они не относятся, нет у нас пока четкого разделения на продуктивных и непродуктивных животных.
Или еще:
Опять-таки ничего не понятно — конечно же, должен быть какой-то паспорт на животное, но какой? Официально у нас только кошкам и собакам паспорта выдают, на хорьков эти правила не распространяются. На хомячков, кстати, тоже
Ну и вот совсем по теме нашей беседы:
Видите, ситуация аналогична той, про которую Вы спрашиваете.
Члены Общественной организации владельцев домашних хорьков предлагают с помощью Союза Предприятий Зообизнеса наладить диалог с представителями зооторгоовли относительно качества живого товара и вместе выработать Кодекс торговли живым товаром с учетом соответствующих положений Международных Конвенций о правах животных.
Действительно, на любое продаваемое животное должен быть соответствующий документ, но лично я не знаю, какой, да и никто не знает. Этот документ должен быть определен соответствующим законодательством, но вся беда в том, как я уже говорила, что самого законодательства нет.
Но документ-то такой придумать легко, только вот никакой юридической силы он иметь не будет. Что бы заставить всех его соблюдать, нужно, что бы данный Кодекс был утвержден приказом Минсельхоза или Правительством РФ, или вошел бы в качестве дополнительных статей в те же "Правила продажи отдельных видов товаров". То есть, это должен быть нормативно-правовой акт. Иначе никто не обязан будет его соблюдать.
Так что я считаю, что выход только один — внесение изменений в нормативно-правовую базу зообизнеса. Причем эти изменения должны фигурировать именно в правилах торговли, а не в законах, посвященных ветеринарии, на чем настаивают некоторые участники дискуссий на форуме Россельхозпотребнадзора.
Хотя и там нужно внести изменения, написать, например, что те, кто хочет продать своих животных, обязан получить:
соответствующую справку в местных органах ветеринарного контроля |
что-то вроде паспорта на животное |
Нужно, правда, еще разработать форму этого паспорта.
Если такой паспорт есть — продавец уже не отвертится, там четко будет написано, кого он продавал. А если его самого обманули — используя этот паспорт можно будет привлечь к ответственности поставщика или того инспектора, кто выписал медведю паспорт хомячка.
Я думаю, только таким способом можно предотвратить повторения описанной Вами ситуации.
Как видите, вопрос и впрямь не из тех, что имеет легкое решение. Но я надеюсь, что в ближайшее время при участии Союза Предприятий Зообизнеса и всех заинтересованных покупателей удастся добиться внесения необходимых изменений в нормативно-правовые акты, регламентирующие продажу животных.
Ведь только тогда любители животных смогут не опасаться того, что купленная ими, например, гуппи, не превратиться в акулу. А если все-таки превратиться — будут знать, кого и каким образом можно будет привлечь за это к ответу.
Читайте также: