Я думаю, многие из нас помнят старый анекдот про то, как один человек пришел на Птичий рынок с медведем на поводке и принялся бродить среди прилавков. На вопрос: «Ты кого ищешь-то?» этот странный посетитель ответил сквозь зубы: «Того продавца, что год назад продал мне здесь хомячка».
Можно было бы посмеяться над этим незадачливым любителем животных, если бы подобные случаи уже не были бы неотъемлемой частью нашей повседневной жизни. К сожалению, нынче не только на знаменитой «Птичке», но и во многих зоомагазинах тем, кто хочет завести себе домашнего любимца, продадут порося под видом карася. И при этом убедят его в том, что это и есть самый настоящий карась.
Возникает закономерный вопрос: а как с этим бороться? На этот вопрос следует закономерный ответ - повышением уровня индивидуальной юридической грамотности, проще говоря: надо знать свои права потребителя, определенные соответствующим законом. Однако, как выясняется, этого может быть недостаточно.
Разберем, например, вышеизложенную ситуацию с любителем хомячков. Что ему следует сделать, если он все-таки найдет обманщика? Правильно, исходя из статьи 12 закона «О защите прав потребителя», привлечь мошенника-продавца к ответственности за «...не предоставление покупателю полной и достоверной информации о товаре (работе, услуге)» и потребовать у него компенсации за моральный и материальный ущерб и замены товара (т. е. медведя на хомячка). Но, как выясняется, сделать это не так-то просто.
Во-первых, как незадачливый покупатель сможет доказать то, что он покупал именно хомячка? Ведь, скорее всего, он не потребовал у продавца всех установленных пунктом 80 «Правил продажи отдельных видов товаров (утв. постановлением Правительства РФ 27 января 2009 г)». Между тем, там яснее ясного говорится о том, что «вместе с товаром покупателю передаются товарный чек, подписанный лицом, непосредственно осуществляющим продажу, в котором указывается видовое название и количество животных или растений, наименование продавца, дата продажи, цена; сведения о номере и дате одного из документов, указанных в пункте 78 настоящих Правил (при продаже дикого животного или дикорастущего растения); оформленное в установленном федеральным органом исполнительной власти в области сельского хозяйства порядке ветеринарное свидетельство (ветеринарная справка), удостоверяющее, что животное здорово».
Читайте также: Кошки и собаки займут свою нишу в нормативной базе России
А что же говориться в этом таинственном пункте 78? Всего-навсего то, что: «Информация о животных и растениях, предлагаемых к продаже ... должна содержать их видовое название, сведения об особенностях содержания и разведения.
Продавец также должен предоставить информацию о:
номере и дате разрешения (лицензии) на добывание определенных видов диких животных, выданного в установленном законодательством Российской Федерации порядке;
номере и дате разрешения на ввоз на территорию Российской Федерации определенных видов диких животных и дикорастущих растений, выданного компетентным органом страны-экспортера или иным уполномоченным на выдачу такого разрешения органом (в отношении ввезенных в Российскую Федерацию диких животных и дикорастущих растений, подпадающих под действие Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения, или конфискованных в результате нарушения указанной Конвенции);
номере и дате свидетельства о внесении зоологической коллекции, частью которой является предлагаемое к продаже дикое животное, в реестр зоологических коллекций, поставленных на государственный учет, выданного в установленном законодательством Российской Федерации порядке (в отношении диких животных, разведенных в неволе и являющихся частью зоологической коллекции)».
Ни одного документа из этого списка нынешний владелец медведя, судя по всему, предъявить не может. Так что продавцу ничего не стоит отвергнуть претензии, заявив о том, что покупатель просил у него именно медведя (или о том, что я, мол, продал ему настоящего хомячка, откуда взялся медведь - не знаю, это он напраслину на меня возводит). Конечно, его оштрафуют за нарушение правил торговли, но... этим все, скорее всего, и кончиться. А покупателю придется и дальше заботится о медведе (если он, конечно, не отдаст его в зоопарк) и продолжать мечтать о хомячке.
Так что, правило первое - при покупке домашних любимцев обязательно требуйте вышеуказанный список документов. Без них невозможно будет дальнейшее разбирательство по установлению факта мошенничества со стороны продавца.
«Ну а если бы у покупателя были бы свидетели, которые видели, как ему продали медведя под видом хомячка» - спросите вы - «он бы смог добиться справедливости?». Увы, без тех документов, о которых говорилось выше - вряд ли. Продавец мог спокойно заявить о том, что он в животных не разбирается, чем медведь от хомячка отличается - не знает, ему поставщик сказал, что это хомячок, так он и поверил.
«Но разве такое возможно?»- с возмущением спросите вы. К сожалению, да. Дело в том, что в нашей стране нет закона, запрещающего торговать животными и растениями тем, кто не имеет соответствующего образования (в отличие от ситуации с торговлей лекарственными препаратами). Так что в данном случае продавец легко может переложить ответственность на торговца животными.
А вот если бы он представил покупателю все необходимые документы, о которых речь шла выше, то подобное было бы уже затруднительно - не может человек не разбираться в животных и при этом указывать в справке видовое название и руководство по содержанию. Ни с книжки же он все это в присутствии покупателя списывать будет! Да и представленное ветеринарное свидетельство будет говорить о том, что это животное смотрел врач, а он просто не может не разбираться в тех, кого лечит и хомячка с медведем вряд ли спутает.
Но, возразят мне некоторые, такие документы часто невозможно получить не только на «Птичке», но и во вполне респектабельном зоомагазине. Что же делать в подобном случае? Отказываться от покупки?
Это был бы самый логичный выход, по крайней мере, в такой ситуации вы не останетесь с медведем вместо хомячка. Помимо отказа от покупки товара, согласно статье 18 закона «О защите прав потребителей»: «Если потребителю не предоставлена возможность незамедлительно получить при заключении договора информацию о товаре (работе, услуге), он вправе потребовать от продавца (исполнителя) возмещения убытков, причиненных необоснованным уклонением от заключения договора, а если договор заключен, в разумный срок отказаться от его исполнения и потребовать возврата уплаченной за товар суммы и возмещения других убытков».
Кроме того, если сразу от покупки любитель хомячков все-таки не отказался, то он может в дальнейшем возвратить медведя продавцу и получить назад свои деньги, поскольку при:«..отказе от исполнения договора потребитель обязан возвратить товар (результат работы, услуги, если это возможно по их характеру) продавцу (исполнителю)» (та же статья 18 закона «О защите прав потребителей»).
Правда, с последним (возвратом товара) могут быть сложности, так как согласно пункту 13 Перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации (утв. постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 г. N 55с изменениями от 20 октября 1998 г., 6 февраля 2002 г.), проданные животные и растения замене и возврату не подлежат.
Но в рассматриваемом нами случае это правило использоваться не может - покупатель просил один товар, а ему вместо него выдали другой. Вышеупомянутый пункт применим лишь к случаю замены или возврата товара, если потребитель получил то, что хотел, но недоволен качеством. Вот если бы он покупал здорового хомячка, а ему продали больного - тогда ничего не поделаешь, могут отказать в замене, придется к ветеринару идти.
Кстати, в этом случае купивший больное животное может заявить в Роспотребнадзор, что данный продавец нарушает пункт 79 «Правил продажи отдельных видов товаров (утв. постановлением Правительства РФ 27 января 2009 г)», в котором говориться о том, что: «Животные, предназначенные для продажи, должны содержаться в соответствии с общепринятыми нормами гуманного обращения с животными в условиях, отвечающих обязательным требованиям стандартов».
Конечно, ситуацию это вряд ли исправит. Даже если такая жалоба будет подана, Роспотребнадзор обязан будет провести экспертизу на месте перед тем, как применить санкции. Однако, по моим собственным наблюдениям, продавцы зоомагазинов каким-то чудесным образом заранее узнают о готовящейся проверке и успевают не только уничтожить больных животных, но и продезинфицировать помещение.
Так что эксперты в большинстве случаев доказать ничего не могут. Хотя и тут есть один выход. Если поток жалоб на работу конкретного зоомагазина будет непрерывным, то, скорее всего, в Роспотребнадзоре сочтут ситуацию подозрительной и устроят капитальную проверку деятельности данной организации. И вот здесь есть шанс уличить мошенников в нарушении правил торговли.
Приведенный выше пример очень хорошо демонстрирует необходимость принятия закона (или законов), который регулировал бы продажу непосредственно животных и растений. В самом деле, ведь российский зообизнес динамично развивается, растет, появляются новые отрасли и возникают новые отношения между продавцом и покупателем, а законодательства, регулирующего все это, пока нет. Но может быть, в результате деятельности заинтересованных организаций (таких как Союз Предприятий Зообизнеса), оно в ближайшее время появиться?
Ну а пока покупателем животных следует помнить о том, как должна осуществляться продажа данного товара. И держаться подальше о продавцов с очень крупными детенышами хомячков - мало ли что...
Не забудь подписаться на канал "Домашние животные. Зоосфера" в Дзене