Разговоры о страховании домашних животных впервые начались в середине девяностых. Что изменилось с тех пор? Особо ничего. До сих пор неясно, будет ли страхование домашних любимцев в нашей стране таким же обычным делом, как медицинское страхование их владельцев, или же останется по-прежнему некой экзотикой, привнесенной в наш общество откуда-то из-за рубежа? Об этом и пойдет речь в данной статье.
Чувство страха, как известно, — это важнейшее психологическое проявление инстинкта самосохранения человека.
Пробираясь по тропкам среди заваленных снегом линий Васильевского острова, и, неожиданно, нос к носу сталкиваясь с тянущей на поводке хлипкого владельца кавказской овчаркой без намордника, автор этого материала и прохожие петербуржцы сноровисто отпрыгивали в рыхлые просоленные сугробы.
Через мгновение раздались грозный рык и звонкий лай. Кавказец попытался наброситься на мопса в клетчатой попонке. Хозяйка мопса — крепко сбитая тётенька ловко выдернула питомца с линии атаки и бросилась наутёк, форсируя снежные преграды. Хлипкий хозяин кавказца каким-то чудом удержал пса от преследования и поплёлся за ним прогуливаться дальше. Рядовая сценка отечественной повседневности, обусловленная отсутствием культуры содержания и выгула домашних барбосов.
Слава богу, что обе собаки были на поводках. Но если бы хозяйка мопса была менее поворотлива, а владелец кавказской овчарки ещё более субтилен, то… поминай мопса, как звали.
"Чудесное" спасение рядового мопса навеяло автору следующие соображения. Я просто уверен, что огромных собак в городских квартирах заводят люди с серьёзными психологическими проблемами. Как минимум — с заниженной самооценкой. Громадный барбос призван защитить хозяина не столько от мнимых злодеев, сколько от его мучительной неуверенности в себе. Правда, в таких случаях следует заводить не громадную псину, а записаться на прием к психоаналитику.
Читайте также: Мифы и правда о бойцовых породах собак
Странно, но именно в день неудавшегося покушения кавказца на мопса в попонке вступила в силу новая редакция закона "Об административных правонарушениях в сфере благоустройства в Санкт-Петербурге". В нем говорится о том, что выгул собак в общественных местах без поводка, а собак, имеющих высоту в холке более сорока сантиметров, без поводка и без намордника, (а также с поводком и в наморднике, но лицами младше 14 лет, а так же лицами в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, а также выгул одним человеком более чем двух собак, имеющих в холке более 40 сантиметров), влечет за собой штраф от двух до четырех тысяч рублей.
Наверняка, в отношении этих поправок правоведы будут припоминать знаменитое выражение XIX века о том, что строгость российских законов весьма смягчена необязательностью их исполнения.
Во-первых, кто будет штрафовать правонарушителей? Депутаты и администрация муниципальных образований? Сомнительно. Как представляют авторы новой редакции городского закона сам процесс наказания за вышеизложенные нарушения? Алгоритм никем не озвучен. То же самое и в отношении исполнения этого закона сотрудниками территориальных управлений (бывших райисполкомов).
Очевидно, что правоприменительная практика городского Закона будет нулевая, если к его исполнению не будут подключены участковые инспекторы милиции. А вот тут-то мы и попали! Милиция-то у нас, по мнению целого ряда СМИ, в коллапсе. В деле упорядочения выгула собак милиция нам в помощь уж только после собственного кардинального реформирования.
И дай Бог, если реформирование начнётся с восстановления института участковых инспекторов. А восстановленным его можно будет считать только тогда, когда участкового по имени, по отчеству и в лицо будет знать весь его участок. И он, участковый, будет знать поименно и поквартирно всех владельцев больших собак.
Представляется, что немаловажным подспорьем в исполнении вновь отредактированного городского закона должна стать активность страховых компаний. Мне как-то довелось участвовать в интересном разговоре доцента права Евгения Карпова, консультирующего петербургскую госветслужбу по вопросам связей с общественностью, и Юрия Щипановского — ветврача, занятого в страховании, а также видного креативного практика страхового бизнеса Алексея Герасименко, обучавшегося премудростям страхового дела в США. Слушая их радостный обмен мнениями на выставке "Зоосфера" в "Ленэкспо" я уловил, что развитие рынка страховых услуг, связанных с содержанием домашних животных, наверняка поспособствует и упорядочению, цивилизации поведения владельцев собак, кошек и прочей живности. И вот с какого конца следует браться за дело.
Во-первых, по аналогии с обязательным медицинским страхованием (ОМС) следует законодательно ввести обязательное ветеринарное страхование (ОВС). Как известно, домашние животные, при безответственном их содержании, — это источник опасности заражениями болезнями общими для человека и животных. А такая болезнь, как бешенство, при заражении ей человека даёт 100 процентный летальный исход.
Во-вторых, соответственно, по аналогии с полисом ОСАГО (обязательное страхование автогражданской ответственности), целесообразно законодательно закрепить обязательное страхование гражданской ответственности владельцев животных. В соответствии с Гражданским кодексом РФ домашние животные — это имущество гражданина. Получается, что больших противоречий при реформировании законодательства быть не может. По аналогии с транспортными средствами нанесение возможного вреда животными надо обязательно страховать.
В-третьих, естественно, следует и предусмотреть добровольное страхование. Что-то типа полиса КАСКО для владельцев злых собак — ZOOКАСКО. Страховые случаи взбодрят судебную систему. А прецеденты исполнения приговоров суда намного лучше любых муниципалов помогут владельцам собак надеть на них намордники в соответствии с требованиями вновь отредактированного городского закона и, главное, в соответствии со здравым смыслом. Главное, чтобы судебная система сработала эффективно.
Эффективная реформа милиции "снизу", — упорядочение работы и всестороннее обеспечения участковых, — и владельцы опасных пород собак уже будет на виду. Заинтересованность страховщиков, — и получение полиса обязательного ветеринарного страхования (ОВС), — это повод для ежегодной вакцинации домашнего любимца, в том числе и бесплатной вакциной. Обязательное страхование гражданской ответственности владельца домашнего животного (ОСГОВДЖ) — и пенсионерке не надо будет занимать деньги на операцию по спасению любимого мопса, покусанного овчаркой. Европейскими экономистами уже давно подмечено: платежи — дисциплинируют.
Читайте также: Кошки и собаки займут свою нишу в нормативной базе России
Кстати, читатель может заподозрить меня в ангажированности страховыми кампаниями. Если бы! Я бы и рад, но ведь страховой бизнес у нас тоже с отечественными особенностями. Страховщики пока еще только думают — выгодно или нет страховать домашних любимцев, хотя сельхоз. животных они уже страхуют.
А вот по поводу кошек и собак, а так же "экзотов" — размышляют и подсчитывают. Странная, согласитесь, расслабленность. Она наверняка от нездорового придушенного госбюрократами делового климата, губящего малый и средний бизнес.
У меня, кстати, давно есть подозрение, что кошек и собак у нас в стране больше, чем коров. Может быть, я и ошибаюсь, но сегмент достаточен для извлечения выгоды страховщиками. Ещё мне представляется, что слово страховка — от слова страх. Заплатил — избавился от страха. Хм… Вот и пришли, откуда ушли… А есть ли страх за чужое здоровье и жизнь у владельцев громадных барбосов?
Но что же все-таки думают по этому поводу страховые компании? Вынуждены разочаровать читателей: ни одна страховая компания, в которую обращались автор при подготовке публикации, не высказала своего мнения.
А жаль. Все же хочется надеяться, что заинтересованные лица, а именно: предприниматели в области ветеринарии, страховые компании, ветеринарные врачи и просто владельцы животных выскажут свое мнение по этому вопросу. Сами животные, естественно, промолчат.
Читайте другие статьи рубрики "Зоосфера"