Парламент Венесуэлы после остановки процедуры проведения референдума об отставке Николаса Мадуро призвал народ к "восстанию" по причине "государственного переворота". Бразильский прецедент становится практикой, которую можно назвать "законным незаконным переворотом". Почему Вашингтон, так легко справившись с Дилмой, не может сместить Мадуро?
Недавно с соблюдением всех конституционных процедур от власти в Бразилии была отстранена Дилма Руссеф — левый прогрессивный президент, обвиненный в использовании кредитов частных банков для консолидации бюджета, что сыграло решающую роль в формировании ее положительного облика в предвыборной гонке. Сама по себе эта практика часто используется в Бразилии, но проигранную с минимальным разрывом президентскую кампанию Дилме оппозиция не простила. Не обошлось без инструкций Вашингтона, который время от времени посещали все оппозиционные сенаторы. На руку им сыграло и тяжелое экономическое положение в стране.
Еще тяжелее с экономикой в Венесуэле: низкая доходность бюджета из-за падения цен на нефть, дикая инфляция в 400 процентов за текущий год, карточная система распределения продуктов. Ситуация в стране примерно такая, как в России перед павловскими реформами 1992 года: пустые полки магазинов, больницы, где за все надо платить из своего кармана, депрессия. В такой ситуации на парламентских выборах в прошлом году социалисты потерпели поражение, и сегодня в парламенте у оппозиционного блока абсолютное большинство: 74 к 26 голосам.
Конечно, это вина правительства Уго Чавеса, что не были созданы резервные фонды, а национальное достояние — нефть раздавалась часто в виде помощи "братским народам". Ошиблось предыдущее руководство и со ставкой на Китай, который сегодня снижает инвестиции и закупки нефти. Поэтому инициатива парламента по созыву референдума об отставке Мадуро собрала на порядок больше подписей, чем это полагается по Конституции. Опрос Venebarómetro показывает, что 88 процентов венесуэльцев хочет голосовать по этому вопросу, из них 10,8 миллионов — за отзыв Мадуро и 1,4 миллиона — против.
Однако в минувшие выходные суды пяти провинций Венесуэлы аннулировали итоги первого этапа сбора подписей за проведение референдума. После этого второй этап сбора подписей, который был запланирован на 26-28 октября, стал невозможным. Для оппозиции важно было провести референдум в 2016 году. В случае его проведения после 10 января 2017 года, даже при условии положительного ответа венесуэльцев на вопрос о прекращении полномочий Мадуро, пост главы государства на оставшиеся два года перейдет к нынешнему вице-президенту. Если плебисцит прошел бы раньше, то, согласно Конституции, должны состояться новые выборы. Это то и нужно было оппозиции, чтобы выполнить поставленную Вашингтоном задачу.
Но в Венесуэле в правовом поле выигрывает Мадуро, а не оппозиция. Можно много говорить о продажности бразильских сенаторов, проголосовавших за импичмент Дилмы, и венесуэльских судей, не утвердивших собранные подписи, но это очень трудно доказать, почти невозможно. Поэтому или Вашингтон будет терпеть присутствие Мадуро, или скоро в Венесуэле спор между исполнительной и законодательной властью переместится в неправовое поле: либо по сценарию 1993 года в России, либо по сценарию майдана 2014 года на Украине. И так же, как в России и на Украине, решающую роль в этом споре будет играть армия. Неслучайно депутат парламента, Фредди Гевара уже призвал Боливарианские Национальные вооруженные силы (БНВС) "не подчиняться диктатуре, не стрелять в свой народ". Но армия лояльна к Мадуро.
Во-первых, президенту лично предан министр обороны и командующий Стратегического оперативного командования Владимир Падрино Лопес. Недавно Падрино был назначен главой миссии Суверенного снабжения (misión Abastecimiento Soberano) и вторым вице-президентом, что позволит ему исполнять обязанности президента, если все же будет пройден законный путь отстранения Мадуро от власти после 10 января 2017 года.
Во-вторых, Падрино успешно нейтрализует определенные разногласия внутри армии, чтобы обеспечить преемственность "чавизму". Есть группа, которая недовольна Мадуро и требует "возвращения к истокам" Боливарианской революции. Есть "отступники от чавизма", а третья группа контролируется тоже чавистом, депутатом парламента, председателем Единой социалистической партии Венесуэлы Дьосдадо Кабельо. Его люди считают, что "некоторые вещи должны измениться, но не путем смещения Мадуро, потому что Кабельо является его политическим союзником".
Вице-адмирал Рафаэль Уиси Клавьер (Rafael Huizi Clavier), считает, что Падрино имеет абсолютную власть в армии. И это третий важный момент. Он поставил своих людей в Национальной гвардии (внутренние войска) и в военных округах (Regiones de Defensa Integral (REDI)), что имеет решающее значение. "Министр обороны — это офицер, который признан за дисциплинированность, способность принимать решения в стрессовых ситуациях и уважение к власти, он имеет абсолютный контроль над большей частью территории", сказал Уиси, цитирует El Mundo. Таким образом, очевидно, что, опираясь на Падрино, Мадуро способен сохранить власть в разгар кризиса.
Только ему надо успеть что-нибудь сделать в экономике до очередных выборов, иначе через два года его сместят в правовом поле, поскольку в Венесуэле самая прозрачная избирательная система электронного голосования. Пока же правительство Мадуро больше полагается на контроль за распределением, чем на глубокие реформы.
Читайте статью на английской версии Pravda.Ru
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.