В Южной Америке разрешился политический кризис, который угрожал перерасти в большую войну. Президенты Эквадора, Венесуэлы и Колумбии договорились о разрешении конфликта. И во многом это заслуга именно эквадорского лидера – Рафаэля Корреа. Однако надолго ли континент избежал войны?
Напомним, что в начале марта колумбийские войска при поддержке авиации провели операцию по уничтожению боевиков FARC на юге Колумбии рядом с эквадорской границей. В боях были ликвидированы 17 боевиков группировки, включая "человека номер два", лидера FARC Рауля Рейеса. Сразу после этого Венесуэла обвинила Колумбию в нарушении эквадорских границ, осудила убийство Рейеса, привела свои войска в состояние повышенной боеготовности и направила войска к границе с Колумбией.
Регион оказался на грани большой войны. Дело в том, что Эквадор, а вслед за ней Венесуэла разорвали с Колумбией дипломатические отношения. Президент Венесуэлы Уго Чавес заговорил о национализации представительств колумбийских компаний, и начал открыто готовиться к войне. К нему присоединился видный революционер из Никарагуа Даниэль Ортега.
Ситуация грозила взорваться, но худшего удалось избежать. На встрече лидеров южноамериканских государств. Созванной в связи с обострением обстановки президенты Венесуэлы, Эквадора и Колумбии обменялись рукопожатиями и подписали декларацию об окончании дипломатического кризиса.
В документе, подписанном 20 странами региона, отмечается, что колумбийский президент Альваро Урибе принес извинения за нарушение границы Эквадора в ходе спецоперации против повстанцев из "Вооруженных революционных сил Колумбии" (FARC). Альваро Урибе, Рафаэль Корреа и Уго Чавес пожали друг другу руки, ознаменовав завершение наиболее сложного за последние годы дипломатического кризиса в регионе, передает АР.
Во многом то, что конфликт не перерос в войну, является заслугой президента Эквадора Рафаэля Корреа. С одной стороны, он дал понять, что не потерпит колумбийской агрессии. И он сделал так, что почти весь континент встал на сторону Эквадора. С другой, он воздерживался от резких слов, свойственных Чавесу, арестовал ряд повстанцев, и сделал так, чтобы конфликт был разрешён в кратчайшие сроки.
Корреа всегда был умеренным политиком, хотя он не стесняется своих левых взглядов и всегда критикует США. Когда он выиграл в 2007 президентские выборы в Эквадоре, на его инаугурации присутствовали президенты Боливии, Венесуэлы и Ирана. Уже один этот факт свидетельствовал о том, что страна войдет в антиамериканский блок, сформировавшийся к тому времени в Латинской Америке.
44-летний Корреа всегда старался не идти на открытую конфронтацию с США, причислял себя к «умеренным левым христианам», и ограничивался экономическими исследованиями о вреде долларизации Латинской Америки и комплиментами в адрес Уго Чавеса. Но на рубеже февраля-марта произошли события, которые заставили молодого президента «выйти из тени».
29 февраля после бомбардировки с воздуха, колумбийские войска перешли границу с Эквадором и ворвались в лагерь партизан из радикальной левой организации FARC. В результате был убит 21 человек, в том числе и «номер два» в иерархии этой организации Рауль Рейес. Корреа никогда не скрывал, что повстанцы имеют лагеря на территории его страны в труднодоступной горной и лесистой местности. Впрочем, эти лагеря расположены и на территориях всех сопредельных с Колумбией стран, не исключая, возможно, и Бразилию (хотя сами бразильцы это отрицают).
Однако Корреа никогда не поддерживал партизан FARC политически и экономически, как это делает Чавес. Когда появилась информация, что именно в Эквадоре партизаны удерживают гражданку Франции м Колумбию Ингрид Бетанкур. Корреа подчеркивал, что по его указанию переговоры о ее освобождении велись и были близки к успеху, но «грубое нарушение территориальной целостности » Эквадора колумбийскими войсками привело к их срыву и разрыву дипломатических отношений с Колумбией. Вслед за ним отношения с Колумбией разорвал и Уго Чавес.
«Все контакты с повстанцами осуществлялись лишь в плане оказания им гуманитарной помощи для поддержания жизни заложников, наподобие того, как это делает Франция. К сожалению, могу сказать, что продвинувшиеся переговоры об освобождении Ингрид Бетанкур и еще 12-ти заложников, находящихся на территории Эквадора, теперь заморожены по причине неосмотрительных действий Колумбии, руководство которой полагает, что Эквадор не вписывается в «План Колумбии (по борьбе с FARC)», - сказал Корреа.
Особенно возмутила эквадорского лидера позиция США в этом конфликте, которые, по его мнению спланировали и организовали «нападение на Эквадор». Согласно заявлению эквадорского президента, накануне операции группа американских военных привезла в Колумбию новейшее оборудование, которое определяет местонахождение человека по излучению мобильного телефона или тепловому излучению. Оно и было использовано при локализации группы Рейеса.
Надо отдать должное Корреа. Сразу после инцидента он выехал в некоторые страны Латинской Америки с целью консультаций по вопросу сложившейся взрывоопасной обстановки в отношениях с Колумбией. Он посетил Перу, Бразилию, Венесуэлу, где имел встречи на самом высоком уровне. Все латиноамериканские страны признали факт агрессии Колумбии в отношении Эквадора, и тем самым остановили как воинственного Уго Чавеса, так и «руку США в регионе» Урибе.
Таким образом, большая война в Латинской Америке предотвращена. Остаётся вопрос – надолго ли? Уж слишком активно латиноамериканские государства вооружаются, и слишком много между ними противоречий. А особый интерес к региону со стороны США только добавляет масла в огонь.
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.