Интересы России и Запада снова пересеклись. США и Евросоюз пытаются выдавить нашу страну с мирового сырьевого рынка. На этот раз речь идёт о контроле над алюминием. Однако не исключено, что в числе проигравших останется сам Запад.
В Гвинее совершен государственный переворот. Казалось бы, какое это имеет отношение к России? Самое прямое, учитывая то, что местное производство бокситов в этой стране является сырьем для получения используемого в авиационном производстве, электротехнике и ракетостроении алюминия, почти половина запасов которого сосредоточено в этой стране. Заметим, что немалую его часть контролирует российская компания «Русал», являющаяся согласно версии влиятельного американского журнала Forbes, крупнейшим в мире производителем алюминия и глинозема.
Читайте: Африканские сокровища: проклятие "Чёрного континента" .
Сам «родоначальник» хунты Муса Дади Камара является капитаном. Лицо явно подставное. Скорее всего, за его спиной реально правит входящий в хунту генерал. В противном случае было бы смешно, особенно по меркам Африки, чтобы какой-то капитан приказывал высокому военному чину «в лампасах».
Заметим, что Африканский Союз, в который входят большинство из государств континента, уже приостановил членство Гвинеи в этой организации. При этом мятеж в Гвинее стал темой экстренного заседания её членов. Более того, он заявил о стремлении «ввести жесткие санкции против военных путчистов». Казалось бы, путчи в африканских странах – явление довольно частое, но далеко не всегда они вызывают такое внимание, как этот. Что это? Попытка показать всему миру, особенно западному, что демократия наконец-то шагнула на бескрайние африканские просторы или нечто большее?
Согласно заявлению самих переворотчиков, власть им нужна, чтобы устранить недееспособную администрацию и «покончить с кризисом и коррупцией». При этом они обещали не цепляться за власть и в 2010 году провести демократические выборы. И первым шагом стал разрыв «всех контрактов с иностранными фирмами».
А это значит, что новые власти могут «попросить» из страны всех иностранцев, работающих с нарушениями или платящих «недостаточно высокую» ренту за использование недр страны. Разумеется, поэтому путчистов осудили как ЕС, так и США. При этом Франция открыто заявила, что будет бороться с переворотчиками.
Читайте: Российские военные будут воевать за африканский уран .
Стоит обратить внимание на то, что по данным нынешних военных властей, сторонники прежнего президента готовят вооруженную интервенцию с участием иностранных наемников. И хотя переворотчики заявляют о поддержке армии, на деле все не так однозначно, поскольку они отправили в отставку почти всех генералов. Кто стоит за желанием нового передела власти в Гвинее?
Как это водится практически в случае с любым африканским конфликтом, иностранные державы, рассчитывающие по дешевке урвать свою долю «сырьевого пирога». Список традиционный – Франция, являющаяся бывшим владельцем этой страны, а также США. В советское время заметное место в жизни страны стала играть Москва, которая во многом сохранила былые позиции. Зато в числе протестующих по поводу переворота Китай, активно выходящий на африканские просторы, пока замечен не был.
Заметим, что присутствие нашей страны на внешнем рынке всегда раздражало иностранных конкурентов, которые уже не раз пытались осуществить здесь передел сфер влияния. Нынешний же переворот может стать дополнительным катализатором.
Заметим, что попытки передела предпринимались уже давно. Напомним, что в ноябре 2003 года Высокий Суд Великобритании вынес не в пользу «подконтрольной», как утверждали западные СМИ, «Русалу» компании Guinea Investment Co Ltd в её споре с Tekron Resources Ltd, также претендующей на разработку гвинейских недр.
На фоне прочих событий почти никто не заметил связанное с этим событие, произошедшее не на бескрайних африканских просторах, а у главного офиса «Русал» в Москве, в который пытались проникнуть силой несколько десятков гвинейцев. Они пытались по версии американского журнала Forbes передать руководству компании требования «очистить последствия нарушения законов о защите окружающей среды» в Гвинее. При этом группа поддержки из студентов этой страны якобы держала в руках плакаты с надписями: «Колониализму – нет!» Много всего удивительного случается в наши дни, но чтобы кто-то пытался обвинить в подобном Москву, больше всех сделавшую для освобождения африканских народов, более чем странно.
Можно было бы не заметить этогофакта, если бы не одно «но». С какой стати студенты и защитники окружающей среды бегут впереди «Гринпис», обычно чуткой к фактам насилия над природой? И почему они предъявляют претензии не к властям своей страны, которые никаких нарушений не видят, а к самой компании?
Американский журнал Forbes пишет: «Перестрелки между полицией и протестующим уже привели к смерти более одного человека в городе Фрия».
Как известно, в Африке, славящейся своими кровавыми войнами, свято заботятся о ценности каждой человеческой жизни. Правда, проблема в том, что не все научились правильно считать. По крайней мере, прежде чем обращаться к кому-то с протестами, которые следовало бы адресовать к своей полиции.
Якобы участники протеста оставили на территории головного офиса «Русала» письмо рядом с дохлой курицей, гвинейским символом нарушенного обещания. А спрашивается, кто кому чего обещал? И неужели другие зарубежные кампании работают в той же Гвинее по тем же стандартам, по которым они работают у себя дома?
Что происходит в Гвинее и чего стоит ожидать от нее работающим в ней россиянам? Заметим, что это страна «французского влияния». С Францией Гвинею связывает давняя история. В конце XIX века страна была её колонией. В 1958 году, учитывая стремление народа этой страны к независимости, Париж её даровал. Но не ушел «совсем», как и в случае с другими своими бывшими колониями.
Правда, на время контроль был утрачен: первый президент Гвинеи А. Секу Туре тут же «завинтил» в советском духе «гайки», установив однопартийную диктатуру, оберегаемую мощным аппаратом подавления. Страна нуждалась в новой точке опоры, которую она нашла в лице СССР. Так в Гвинее появился «африканский социализм», особенностью которого стало полное огосударствление собственности, включая имущество базарных торговцев.
Закончился эксперимент печально: за каких-то 20 лет из страны эмигрировало (преимущественно во Францию) около 20% её жителей (около миллиона человек).
В случае с Гвинеей сложилась своего рода традиция захватывать власть после смерти «верховного вождя». Со смертью А. Секу Туре в 1984 году власть в стране захватили военные во главе с полковником Лансана Конте. (С его смертью «Народный совет за демократию» продолжил заложенную им же политическую традицию).
Они демонтировали «африканский социализм», сделав ставку на Францию, Великобританию и США. Правда, процветания это стране не принесло. Зато с подачи Запада, ринувшегося осваивать гвинейские природные запасы, страна скакнула в число государств, претендующих на первые места в коррупционном рейтинге.
Несмотря на это, Запад констатировал прогресс в переходе страны к демократии. Разумеется, она была с «африканским лицом». Конте в отличие от своего предшественника регулярно проводил выборы (в 1993, 1998, 2003 годах), перед этим устранив всех возможных конкурентов. Его партия всякий раз брала первые места, но при этом протестующую против фальсификаций оппозицию жестоко преследовали.
И вот ухудшение в экономике привело к тому, что в 2007 году Конте был вынужден поделиться властью с оппозицией, огласившись передать премьерский пост «компромиссной фигуре» для вывода Гвинеи из затяжного кризиса.
Как и в случае с другими африканскими странами, обладание огромными природными ресурсами не принесло Гвинее счастья. Положение в стране за 50 свободных лет изменилось мало. Казалось бы, 1-е место в мире по добыче бокситов, крупные месторождения железной руды, алмазов, золота и урана, должны было бы сделать эту страну «африканским Кувейтом». Однако до этого далеко. Напротив, Запад хочет это всё забрать подешевле.
И России следует быть готовой к возможному обострению в этой стране, где у нас есть свои интересы. В случае, если Западу в ближайшее время не удастся направить ход событий в выгодное русло, то в действие может вступить сценарий соседних Либерии, Сьерра-Леоне или Конго, когда тот или иной иностранный заказчик, заручившись лояльностью того или иного генерала, будет за сущие копейки получать интересующее его сырье. Пока это орудие добывания дешевых ресурсов здесь было попросту ненужным, поскольку власти и так уступали их по выгодной иностранным производителям цене.
В этой связи стоит помнить о том, что работающие в Африке и на других континентах компании не просто частные «лавочки». Нередко это крупнейшие наши налогоплательщики. И от того, как сложится судьба российского бизнеса в Африке, не в последнюю очередь зависят и поступления в казну России.
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.