Военно-морские силы НАТО планируют поход против сомалийских пиратов. Последние своими действиями угрожают парализовать движение на оживленных морских коммуникациях между Суэцким каналом и нефтеносным Персидским заливом. Однако в чистом виде силовая операция НАТО против Сомали обречена на провал.
Напомним, что морское пиратство, казалось бы, окончательно угасшее в XIX веке и оставшееся лишь на телевизионных экранах явление, вновь возродилось из небытия. Жертвой морских разбойников может стать практически любой корабль, оказавшийся в водах стран «третьего мира». Однако сомалийские пираты перещеголяли всех.
Читайте: Пираты бросили вызов всему мировому сообществу .
Нападения пиратов у берегов Сомали начались в 1991 году, после падения из-за путча режима Мохаммеда Сиада Барре. Страна раскололась на несколько независимых друг от друга государственных образований, где бал правили отдельные полевые командиры. Американцы, попытавшиеся сделать Сомали своей тыловой базой для контроля над перевозками нефти из Персидского залива, не смогли справиться с сопротивлением повстанцев и в 1994 году оттуда ушли.
С этого времени страна в условиях полной бесконтрольности стала оплотом для террористов и пиратов. Экономика Пунтленда, одного из сомалийских «осколков», базируется на доходах от пиратства. Напомним, что в смысле опасности для человеческой жизни из всех стран Сомали занимает «почетную» третью строчку после Афганистана и Ирака и пока никакого прогресса здесь нет. Этому способствует и то, что у населения прибрежной полосы нет иного занятия, приносящего деньги, кроме морского грабежа. Рыбной ловлей много не заработаешь – продавать морскую живность некому, да и доходов она приносит меньше, чем бандитизм.
Сегодня пиратство становится все большей угрозой для международного судоходства и наносит все больший урон мировой экономике. Как ни странно, технические возможности, которые, как казалось бы, должны идти во благо борьбы с этим средневековым явлением, возродившимся в наши дни, нередко служат ему на пользу. Пираты активно пользуются хорошо вооруженными быстроходными катерами с мощными радарами и системами спутниковой навигации. Кроме того, их успехи нередко объясняются наличием обширной агентурной сети и связями во властных структурах.
До сих пор человечество демонстрировало неспособность справиться с этим явлением. В 1991 году были созданы центры по борьбе с пиратством в США и Малайзии. Однако они не смогли переломить ситуацию в свою пользу. Сегодня бандитизмом на море занимаются более ста только крупных группировок. Жертвами их нападений за последние 17 лет стали сотни кораблей. Ущерб от пиратства только в водах Азии составляет свыше 25 млрд. долларов ежегодно. Однако дело не только в многочисленности пиратов.
Читайте: ВМФ России даст бой морским пиратам .
Поражает и география действий корсаров ХХI века: это воды 56 азиатских, африканских, латиноамериканских стран. Особенно опасно в Юго-Восточной Азии (Южно-Китайское море, Малаккский пролив, Индонезия, Филиппины, Таиланд). Немало шансов встретить их и в южно-азиатских водах (Индия, Шри-Ланка, Бангладеш). В Африке пираты особенно активны кроме Сомали в Нигерии, Танзании, Сенегале, Анголе и Гане. Гораздо меньше шансов встретить их в некогда знаменитом «джентльменами удачи» Карибском море. Кроме него, они встречаются в водах Бразилии и Эквадора.
Чаще всего пираты грабят сухогрузы, танкеры, контейнеровозы и рыболовные суда, а также богатые яхты. Нападения обычно проходят так: корабль-жертву ночью окружают быстроходные моторные катера и лодки. Без лишнего шума пираты поднимаются на палубу, захватывают радиорубку и капитана судна, после чего берут «объект» под полный контроль. При этом нападения имеют место не только у самого берега, но и в открытом море. Например, в 2006 году пираты атаковали огромный круизный лайнер "Сиборн спирит" в 160 километрах от побережья.
Сомалийские пираты славятся своей жестокостью. Так, 4 июня 2007 года, не дождавшись за него выкупа за китайский траулер, они перебили часть его экипажа. Заметим, что сомалийские пираты становятся с каждым годом все наглее. В числе их жертв отмечены корабли антитеррористического центра в Джибути. Два года назад они даже вступили в самоубийственный для них бой с американскими военными кораблями. В прошлом году Сомали вышел по числу пиратских нападений на «почетное» второе место, а в этом году они «заткнули за пояс» даже своих знаменитых индонезийских коллег.
Сомалийское пиратство бьёт и по российским интересам. Это доказывали неоднократные случаи захвата наших кораблей у Африканского Рога. 22 февраля 2003 г. они пытались захватить танкер «Моннерон»; 10 апреля 2005 г. жертвой флибустьеров сталтеплоход «Тим Бак». Один из последних вопиющих случаев – захват украинской «Фаины» с частично российским экипажем.
И вот на борьбу против них вышел наш «Неустрашимый». В этой связи заговорили и о реставрации нашей военно-морской базы на йеменском острове Сокотра, расположенном поблизости от сомалийских берегов. Заметим, что и Вашингтон в последнее время проявляет к опрометчиво брошенному им Сомали повышенный интерес. В Аравийском море постоянно присутствует американская морская эскадра. Однако пока прогресса добиться не удалось: к каждому траулеру или танкеру конвой не приставишь.
Что такое Сомали? Это не такая уж и маленькая страна с довольно протяженной береговой линией, протянувшейся на сотни километров. Несомненно, что при появлении НАТОвской армады большая часть пиратов спрячется, спокойно пересидит «бурю» и вернется за старое. В лучшем случае она потопит несколько катеров или лодок. Однако этим все и кончится и к прекращению нападений это не приведет. Кроме того, многие из пиратов удачно маскируются под рыбаков и могут действительно являться таковыми, но при случае они способны и атаковать чужой корабль.
Свой рецепт борьбы с пиратством предложила и Великобритания. Суть его в том, что Лондон призывает к ужесточению против Сомали санкций. Однако принесет ли это какой-то успех? Сомнительно. Скорее, это еще больше ударит по простым сомалийцам и подстегнет их к еще большему занятию пиратством.
Почему же не удается справиться с этим явлением? Этому препятствует экономическое положение Сомали, не оставляющее ее жителям иного выбора, как взяться за автомат. Из-за бедности населения прибрежной полосы бороться с подобным явлением можно с таким же успехом, как срубать головы Лернейской гидре. Закономерность здесь одна: чем беднее страна и чем ниже уровень жизни ее населения, тем выше вероятность стать жертвой пиратской вылазки. Одним из вариантов решения проблемы могло стать вооружение команд коммерческих судов, которые в большинстве своем остаются безоружными перед угрозой нападения. Однако это не решает проблему глобально.
В ситуацию должна вмешаться ООН и выработать свой план действий. Причем они должны носить двоякий, в том числе «гражданский» характер. Как показала печальная американская практика начала 1990-х гг., вооруженная интервенция в чистом виде к положительным результатам не приводит. И дело не только в том, что американцы и европейцы, незнакомые с сомалийской местностью, не смогут ликвидировать пиратов. В первую очередь нужно задуматься о том, как накормить голодающее сомалийское население и сделать пиратство невыгодным и опасным занятием.
В создавшейся ситуации во многом виновато само мировое сообщество, которое позволяет выкупать захваченные пиратами корабли. Это главный фактор, поощряющий пиратство. Вероятно, кто-то скажет, что оставлять на произвол судьбы несчастные экипажи, ставшие пленниками морских разбойников, бессердечно. Разумеется, делать этого не стоит: пираты должны зарубить себе на носу, что за жизнь и здоровье каждого захваченного ими человека будут нести коллективную ответственность все жители того населенного пункта, куда будет уведено захваченное судно.
Иными словами, за каждой пиратской вылазкой должна следовать силовая операция, желательно, во избежание ненужных потерь, без привлечения «сухопутчиков», силами авиации и флота.
Другой способ – дать карт-бланш на наведение порядка Эфиопии. Стоит обратить особое внимание на то, что в прошлом году большого успеха против сомалийцев достигли их старые противники эфиопы, взявшие столицу страны Могадишо. При этом можно было бы закрыть глаза на то, что Аддис-Абеба за ликвидацию пиратства приросла бы «выходом к морю», которого она лишилась после неудачной войны против эритрейских мятежников и от чего сильно страдает её экономика. Ради соблюдения законности эфиопы могли бы уступить сомалийцам часть своей территории.
В то же время пиратство необходимо приравнять к терроризму и проявлять по отношению к пиратам большую жесткость. Так, недавно французский спецназ захватил группу сомалийских пиратов, захвативших круизную яхту. Почти все они были взяты в плен и приговорены к тюремному заключению в сравнительно комфортных европейских условиях. Однако таким способом сомалийцев не запугаешь и не отобьёшь у них охоту захватывать чужие корабли.
Для недопущения пиратства мировое сообщество могло бы пойти на чрезвычайные меры. Например, в условиях отсутствия единого Сомалийского государства, предупредить жителей прибрежной полосы, что дальше 10 километров от берега выход в море им запрещен. В противном случае с ними будут поступать по законам военного времени. Полумерами, как показывает практика, ситуацию не исправишь.
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.