Сотрудничество в высокотехнологичных областях даст России возможность через ЮАР войти на африканский рынок. Таким образом, Москва возвращает утраченные позиции на «черном континенте», готовясь к жесткой конкуренции с ведущими мировыми державами. Для решения этих вопросов Владимир Путин приехал в Кейптаун.
Начавшийся во вторник визит президента РФ продиктован развитием мировой экономической системы, из которой Россия вытеснялась в последние 10 лет. Только недавно Москва стала открыто формулировать свои геополитические интересы, уходя то вассальной политики по отношению к США.
Однополярный мир теряет свою безусловность. Бурное развитие новых полюсов влияния в Юго-Восточной Азии, на территории Китая и Индии, активность исламского мира и России свидетельствует о новой конфигурации сил, каждая из которых для своего укрепления нуждается в рынках и ресурсной базе.
Дело не только в векторе экспансии, но и в скорости ее реализации. На 15 лет Москва потеряла свое влияние на «черном континенте». Результаты ожесточенной борьбы сверхдержав в 60-70-е годы для России были сведены на нет. Мы оставили свои позиции без боя.
Сегодня Россия возвращается в Африку, наверстывая упущенное. Предстоит обострение борьбы не только с традиционными конкурентами, но и с новыми игроками, которые вошли на континент – Китай, страны Ближнего Востока и Латинской Америки.
Ограничить отношения с Африкой в целом и с ЮАР в частности сырьевым сектором означает заведомый проигрыш в стратегическом плане. И это понимают в Москве.
Для расширения сотрудничества уже недостаточно частной инициативы даже таких крупных компаний, работающих на рынке ЮАР, как «Норильский никель», «Алроса», «Русал», «Ренова». Требуется госпрограмма и господдержка новых направлений в области высокий технологий, военно-технического сотрудничества, энергетики, инвестиций в долгосрочные проекты.
Несмотря на то, что за последние годы товарооборот приобрел положительную динамику, обе стороны плохо знают технические и экономические возможности друг друга.
Однако, фундамент для развития сотрудничества есть: в отличие от некоторых других стран в ЮАР отсутствует дискриминационная политика по отношению к российским компаниям, более того, государство с интересом относится к планам их участия в развитии ряда отраслей.
Как заявил глава южноафриканского МИДа Нкосазана Дламини-Зума: «Мы хотим, чтобы этот визит стал не разовым событием, а краеугольным камнем в фундаменте крепких экономических отношений».
Сотрудничество в высокотехнологичных областях даст возможность России через ЮАР быстро войти на африканский рынок. В военно-технической области это означает кооперацию на основе новых российских разработок с ориентировкой на стандарты африканских стран.
В области энергетики речь идет о расширении круга участников проектов и потребительской базы. С точки зрения добычи ресурсов, возникает перспектива создания предприятий глубокой переработки на основе российских инвестиций, что даст преимущество в сырьевом секторе.
Сильный государственный ход России в Африке не может не беспокоить наших конкурентов.
Если ранжировать активность ответных шагов, то наиболее вероятно, что на первом месте будет Китай. Обладающий наименьшим опытом работы в Африке и непомерным сырьевым аппетитом, он постарается компенсировать внешнеполитический рывок России и в ближайшем будущем, видимо, предложит ЮАР и пограничным с ней государствам привлекательную инвестиционную программу.
Европа усилит конкуренцию в сфере высоких технологий, а США постараются информационно и дипломатически снизить активность наших отношений с ЮАР. Вашингтон учтет ошибки, допущенные, когда, сосредоточившись на Европе, СНГ, России и Ближнем Востоке, он потерял влияние на ряд стран Латинской Америки.
Итоги визита рано подводить рано, но то, что Россия возвращается на свой форпост, очевидно.
Владимир Анохин, политолог, вице-президент Академии геополитических проблем
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.