Когда Совет управляющих МАГАТЭ в начале февраля проголосовал за передачу «ядерного досье» в Совет Безопасности ООН только три государства были против. Первой была Сирия, очевидный союзник Ирана. Вслед за ней «нет» сказали Куба и Венесуэла.
Помимо этих трех государств в поддержку Тегерану высказалась и Боливия, президентом которой недавно был избран придерживающийся левых взглядов Эво Моралес.
Казалось бы, что общего между латиноамериканскими государствами и Ираном? На самом деле точки соприкосновения есть – Тегеран заметно активизировал усилия по обретению поддержки со стороны так называемых «развивающихся» государств. Естественно, что быстрее всего эту поддержку Иран получил от стран, отношения которых с США хорошими никак не назовешь.
К примеру, кубинский лидер Фидель Кастро и президент Ирана Махмуд Ахмадинежад заявили, что они хотят остановить распространение ядерного оружия. Одновременно с этим оба лидера подчеркивают, что каждая из стран имеет право использовать ядерную энергию в мирных целях.
В одном из своих выступлений Кастро восхищался тем, что Ирану «удалось на сегодняшний день нарастить достаточную мощь, чтобы противостоять западным государствам». В ответ на это президент Ирана сказал, что «надеется на новую волну революции и более тесное сотрудничество» между Ираном и Кубой.
Президент Венесуэлы Уго Чавес выступил с защитой права Ирана на производство ядерной энергии и заявил, что два государства как «брат с сестрой, которые борются за справедливость в мире». В прошлом году Венесуэла обсуждала с Ираном целый ряд торговых и экономических соглашений. В Тегеране высказались в поддержку левого движения в странах Латинской Америки. Особо была выделена политика Уго Чавеса - как наиболее близкая по духу Исламской республике.
Боливия, в отличие от Кубы и Венесуэлы, близких отношений с Ираном ранее не имела. Однако новый глава этого государства - Эво Моралес - встретился недавно с президентом Ирана. В ходе встречи они обсуждали возможности создания трехстороннего энергетического союза между Ираном, Венесуэлой и Боливией, сообщает американская газета The Christian Science Monitor. Боливия планирует национализировать нефтяную и газовую отрасли хозяйства. В этой стране имеются крупные месторождения природного газа, основным потребителем которого на сегодняшний день является Бразилия.
Создание такого альянса, безусловно, может оказать серьезное влияние на мировой рынок энергоносителей. Иран и Венесуэла входят в число ведущих государств – экспортеров нефти. И вместе они могут оказать серьезное влияние на ценовую политику. Однако зависимость в данном случае обоюдная. Ведь оба государства нуждаются в рынках сбыта. Какой прок будет Тегерану и Каракасу от повышения цен на нефть, если они не смогут воспользоваться его плодами?
Поэтому говорить о том, что латиноамериканские государства и Иран действительно могут сформировать некий «союз», было бы преждевременно. «Дружить против» - занятие выгодное с точки зрения громких заявлений, не более того.
Василий Бубнов,Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.