6-8 июля в Москву с визитом прибудет президент США Барак Обама. Повестка дня российско-американских переговоров живо обсуждается уже сегодня. От Обамы и Дмитрия Медведева ожидают прорыва в вопросе о подписании нового Договора о сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ). Однако в связи с этим российская сторона непременно поднимет вопрос и о новом договоре о Противоракетной обороне (ПРО).
20 июня Дмитрий Медведев заявил о том, что Россия готова сократить свои стратегические наступательные вооружения в несколько раз. Но произойдёт это только в том случае, если США снимут российскую обеспокоенность по поводу размещения элементов американской ПРО близ российских границ – в Польше и Чехии.
Читайте: Американские системы ПРО отправятся... в Россию?
Однако 24 июня официальный представитель Госдепартамента США Иан Келли заявил о том, что американцы готовы обсуждать вопросы СНВ и ПРО лишь по отдельности. Келли приветствовал готовность России сократить стратегические вооружения, но при этом отметил, что решение о размещении 10 ракет-перехватчиков в Польше и мощного радара в Чехии, способного просвечивать всю территорию России до Урала, не принято. Однако и об отказе их установить администрация Обамы ничего не говорила.
Таким образом, можно констатировать наличие существенных разногласий. Россия не собирается снимать вопрос о ПРО, потому что его решение связано с национальной безопасностью страны. При этом следует отметить, что ход диалога по ПРО зависит не только от России и США. Свою лепту в него вносят Польша и Чехия. Обе страны являются американскими союзниками по НАТО, и просто так отстранить их от переговоров у Вашингтона не выйдет.
Отвечая на вопрос «Правды.Ру» о том, будет ли прислушиваться Обама к голосу Польши и Чехии на переговорах по ПРО, посол США в России в 1997-2001 гг., директор российской и евразийской программы Центра Карнеги Джеймс Коллинз заявил, что Вашингтон проконсультируется с Варшавой и Прагой по данной проблеме.
«Обсуждая вопрос ПРО, Обама непременно проконсультируется с Польшей и Чехией и примет во внимание их точку зрения. Окончательное решение американская администрация примет, исходя из интересов, в том числе, и этих двух стран. И не только – на переговорах по ПРО нужно учитывать интересы и других государств Европы», - сказал Коллинз.
«В то же время учёт интересов Польши и Чехии никак не отменяет того факта, что российско-американский диалог по ПРО начался. Но, повторюсь, решение данной проблемы возможно только при учёте точек зрения всех заинтересованных государств», - подчеркнул он.
А теперь посмотрим, в чём же заключаются интересы Польши и Чехии, которые должен учесть Обама. "Россия не сталкивается с военной угрозой, но она ощущает угрозу своей политике сверхдержавы. Мы не хотим снова стать частью сферы российского влияния. В случае если Европа не поддержит американский проект противоракетной обороны, ей угрожает гибель", - так премьер Чехии Мирослав Тополанек в мае 2007 г. объяснял необходимость размещения элементов ПРО в своей стране.
Правда, в марте нынешнего года чешский парламент отправил его в отставку. Не последнюю роль тут сыграло и то, что Тополанек лоббировал размещение в Чехии радара ПРО. Хотя опросы общественного мнения показывали, что 65-70 процентов населения выступают против этого. Не имеет проект ПРО устойчивой поддержки и у большинства чешских депутатов. Так какую же точку зрения Чехии на переговорах с Россией учтёт Обама? Бывшего премьера или чешского народа?
Перейдём к Польше. Вот как в феврале 2007 г. объяснил необходимость разместить ПРО бывший премьер Ярослав Качиньский: «Речь идёт о статусе нашей страны. Русские надеются, что однажды Польша вновь окажется в российской сфере влияния. С момента установки у нас базы ПРО шансы на это как минимум на несколько десятилетий резко снижаются». И добавил, что ПРО в Польше не направлена против России. Однако предыдущие его слова, мягко говоря, заставляют в этом усомниться.
В свою очередь, глава МИД Польши Радослав Сикорский в интервью газете Wyborcza 24 июня 2009 г. подчеркнул, что польская сторона просит у США разместить не только элементы ПРО, но и батарею со 196-ю ракетами Patriot. «Её присутствие на нашей территории должно быть подтверждением польско-американского союза. Надеюсь, что различные спекуляции не приведут к тому, что эта батарея сможет стать символом обманутых польских ожиданий», - сказал Сикорский.
Читайте: СНВ-2: что мешает ядерной договорённости?
Его заявление похоже на шантаж. А точку зрения Ярослава Качиньского никто из польских руководителей так и не опроверг. Если Обама будет принимать во внимание такие мнения своих союзников, российско-американский диалог по ПРО наверняка зайдёт в тупик.
Остаётся надеяться, что у США хватит воли и здравого смысла не прислушиваться к словам польских и чешских руководителей. Предлагать или не предлагать полякам и чехам элементы ПРО – зависит только от Вашингтона. Отказаться от провокационных объектов вблизи российских границ – также в его власти. Кстати, большинство чехов это оценят. Да и поляки, видимо, примут как должное любое решение Обамы.
А учесть интересы Польши и Чехии можно иначе. Так, чтобы не ставить под угрозу российско-американские отношения и безопасность Европы .
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.