В США пройдёт очередной тур "праймериз", которые задуманы как отсев неугодных системе кандидатов. На деле вся борьба между Обамой, Клинтон и Маккейном - не более чем ширма. Народ настоящего права выбора лишен. Внешняя политика США запрограммирована заранее - кто бы из кандидатов не победил. Запрограммирована и ее направленность против России - различаться может лишь степень воинственности риторики.
Мир с большим интересом наблюдает за президентской гонкой в США. Еженедельные сообщения о победах и поражениях, финансовых трудностях и наполнении предвыборных касс кандидатов напоминают сводки с фронта. Но если внимательно присмотреться к ходу предвыборной кампании, то можно сделать любопытный вывод: идет тонкая и многолетняя борьба между двумя кланами, которые борются за власть и при этом не хотят «выклевать глаза» своему противнику.
Народ воспринимает эту борьбу как развлечение ( хотя в принципе от него ничего не зависит), а элита американского общества следит, кто пошустрей, и кто сможет проводить более эффективную политику США, остающуюся неизменной уже в течение двух веков.
"Праймериз" - предварительные выборы — тип голосования, в котором выбирается один кандидат от партии. Между выбранными кандидатами затем проходит обычное голосование. Смысл "праймериз" состоит в том, чтобы кандидаты от одной партии не "отбирали" друг у друга голоса в основных выборах, так как их электорат обычно близок. Проигравшие в "праймериз" иногда все же участвуют в основных выборах, но как независимые кандидаты, без поддержки своей партии.
"Праймериз" бывают открытыми, когда голосовать может любой, и закрытыми, когда право голоса имеют только члены партии, проводящей предварительные выборы. Кроме того, существует множество промежуточных вариантов. Иногда между двумя кандидатами, набравшими наибольшее количество голосов, устраивается второй тур.
Первые "праймериз" были проведены в 1842 году. Первым штатом, принявшим закон об их обязательном проведении, стал Висконсин в 1903 году. К 1927 году такие законы имели уже все штаты. Вплоть до 1832 года и съездов никаких не проводилось - кандидата выдвигали и утверждали фракции Конгресса. Процедура избрания на съездах тоже демократизмом не отличалась - делегатами вертели партийные боссы.
К началу XX века эта система стала все чаще давать сбои, и в 1910 году Орегон стал первым штатом, где прошли президентские праймериз: одновременно с избранием делегатов избиратели выразили и свои предпочтения по кандидатам в президенты. Примеру Орегона последовали еще 11 штатов. Однако система не сработала: на национальном съезде республиканцев Теодор Рузвельт, набравший большинство на праймериз, проиграл номинацию действующему президенту Уильяму Хауарду Тафту, который контролировал большинство делегатов.
Еще в 50-60-е годы прошлого века кандидаты не считали себя обязанными участвовать в праймериз - судьба номинации решалась на съезде. Но в 1968 году демократы столкнулись с острым избирательным кризисом. Президент Линдон Джонсон снял свою кандидатуру посреди кампании. Вперед вырвался Роберт Кеннеди, но был убит. В результате партийную номинацию получил вице-президент Хьюберт Хамфри, не участвовавший в праймериз вообще. Всеобщие выборы выиграл тогда республиканец Ричард Никсон.
Неудача заставила Демократическую партию провести реформу первичных выборов. Главным нововведением стало пропорциональное представительство: делегаты теперь не обязаны были голосовать вместе с большинством по мажоритарному правилу "победитель получает все" - они голосовали так, как проголосовал их избирательный округ. Тем самым влияние партийных боссов было решительно подорвано.
В настоящее время в США действует сложная система праймериз, позволяющая выдвигать действительно сильных кандидатов. В одних штатах праймериз закрытые, когда кандидата от той или иной партии выдвигают избиратели, указавшие при регистрации свою принадлежность к этой партии, в других - открытые, на которых голосовать могут все, в - третьих - полузакрытые, когда к голосованию допускаются независимые избиратели. В одних делегаты съезда обязаны поддержать кандидата, получившего большинство, в других такое обязательство отсутствует.
Сейчас единственное, в чем сходится большинство кандидатов, – это критика Джорджа Буша. Американское общество недовольно продолжающейся войной в Ираке, проблемами в экономике. Но главная проблема заключается в том, что американцы устали от мессианства, доведенного администрацией Буша до полного абсурда. Сегодня дело дошло до того, что вслед за большинством европейцев 55% граждан США полагают, что именно их страна представляет собой угрозу миру, и половина из них видит в Америке "главную угрозу" для всего человечества.
Надо заметить, что задача «праймериз» - отнюдь не выдвижение кандидатов, а избрание делегатов на региональные партийные конференции, которые, в свою очередь, избирают делегатов на национальный партийный съезд. Принято считать, что в США существует многопартийная демократия с доминирующим положением двух партий. На самом деле, если это и верно, то только для республиканских и демократических бонз, периодически сменяющих друг друга у власти. Народ же, выдающий им на это мандаты на выборах, по большому счету беспартиен. В зависимости от ситуации в стране и мире он время от времени решает, что пора менять начальство.
Кстати,и платформа партии на президентских выборах подгоняется под взгляды кандидата, а не наоборот. В 1980-х годах в США бытовало понятие "рейгановские демократы", т.е. избиратели и члены конгресса США, нарушившие партийную солидарность для поддержки популярного президента-республиканца. Сейчас схожего результата пытается достичь сенатор-демократ Барак Обама, собирающий под свои знамена всех "сторонников перемен" в Америке.
Дело в том, что система предварительных выборов партийных кандидатов устроена так, что главный принцип демократии - «один человек - один голос» - не соблюдается. Сторонники Республиканской и Демократической партий не голосуют за Обаму, Хиллари Клинтон или Джона Маккейна напрямую, а избирают делегатов в графствах. А уже эти делегаты, съехавшись на партийные съезды, выбирают, кто из кандидатов предпочтительнее.
Принятая в США сложная система первичных выборов позволяет на раннем этапе выявить опасных радикалов, не устраивающих истеблишмент - американскую бюрократическую и деловую элиту. Отсеивать кандидатов, которые не вписываются в «мейнстрим» - главное русло американской политики. Подобным путем во время праймериз 2004 года был отсеян демократ Говард Дин - единственный кандидат, четко и открыто выступавший против войны в Ираке.
Нынешний мейнстрим направлен на критику Москвы. А сторонники России не имеют шансов пройти праймериз, как это уже случилось однажды с бывшим кандидатом в президенты США Патриком Бьюкененом. "Что американские военные делают в родных местах Джо Сталина? Почему мы выдвигаем возглавляемый США военный альянс во двор и на крыльцо огромной нации с тысячами ядерных зарядов?" – спрашивал он. И не прошел дальше.
Впрочем, никакой отсев пацифистов во время «праймериз» не может отменить одного важного факта. Бесконечные войны в Ираке и Афганистане, противостояние с Россией и Китаем и другие последствия внешней политики неоконсерваторов ведут к тому, что в США размываются те самые ценности, которые они несут другим странам. Если серьезно оценивать кандидатов в президенты, то с большой долей уверенности можно говорить о том, что политика США будет неизменной и их критика нынешней администрации не более чем фарс, который благожелательно воспринимается избирателем, который в сущности этого избирательного права лишён.
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.