Из США пришла сенсационная информация, которая может привести к прорыву в решении одного из главных спорных вопросов российско-американских отношений - размещения элементов системы противоракетной обороны (ПРО) США неподалёку от российских границ. Во всяком случае, сегодняшняя речь главы Пентагона Роберта Гейтса настраивает на оптимистический лад.
Министр обороны США, выступив в комитете Сената по бюджетным ассигнованиями, отметил, что в настоящее время американское руководство обсуждает с Россией вопросы размещения на ее территории американского радара системы ПРО или центра по обмену данными. При этом Гейтс сослался на свою встречу с Владимиром Путиным ещё в бытность последнего президентом России.
Читайте: СНВ-2: что мешает "ядерной" договорённости?
«Путин тогда отверг мысль о том, что Иран до 2020 года сможет создать ракету, которая способна будет долететь до Западной Европы и большей части территории России.
После этого он показал мне карту, подготовленную сотрудниками российских спецслужб. Я посоветовал ему создать новую службу безопасности», - рассказал глава Пентагона о переговорах с тогда ещё президентом России. Правда, конкретной даты не назвал.
При этом Гейтс отметил, что, несмотря на неверие в способность Ирана создать в кратчайшие сроки ракету большой дальности, Россия признала всю опасность ракетной программы Тегерана. «Факт в том, что русские вернулись к нам и признали нашу правоту относительно возможной угрозы, исходящей от Ирана, они признали, что ошибались на этот счет. Я надеюсь, что мы можем опираться на это», - отметил министр обороны США.
Эти слова Гейтса прозвучали на фоне ведущихся переговоров между российскими и американскими экспертами по поводу заключения нового Договора об ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ). Срок действия старого, согласно которому каждая из сторон должна была сократить свои ядерные силы с 10 до шести тысяч боеголовок, истекает 5 декабря 2009 года. Эксперты должны представить результаты своих консультаций к 6 июля, когда президент США Барак Обама прибудет с визитом в Россию.
При этом с СНВ связаны и консультации по договору о ПРО. Напомним, что США в 2002 году вышли из договора по противоракетной обороне. Согласно этому документу, стороны должны отказаться от создания и развёртывания систем ПРО морского, воздушного, космического или мобильно-наземного базирования. Каждой из сторон разрешалось иметь только одну такую систему: либо вокруг столицы, либо в районе пусковых установок межконтинентальных баллистических ракет.
В ответ Россия в 2002 году вышла из договора СНВ-2, предусматривавшего более существенное сокращение наступательных ядерных сил, чем по вышеупомянутому договору СНВ-1. В последние годы переговорный процесс буксовал из-за стремления администрации президента Джорджа Буша-младшего разместить элементы ПРО близ российских границ – в Польше и Чехии. Подобные элементы уже установлены недалеко от берегов Камчатки – на принадлежащих США Алеутских островах.
Попытки размещения ПРО американская сторона объясняла необходимостью защититься от ракетной угрозы со стороны Ирана, КНДР или ещё каких-то «стран-изгоев». Но Россия все эти годы говорила о том, что ввиду неспособности этих двух стран создать сверхдальние ракеты необходимости в элементах ПРО в Польше и Чехии нет. Российские руководители считают новые элементы ПРО угрозой национальной безопасности страны. И не зря – представители Польши и Чехии не раз давали понять, что это нужно именно для сдерживания России.
Вполне возможно, что нынешние слова Гейтса призваны способствовать активизации диалога по СНВ. Но в них множество противоречий. Так, если Россия не верит в создание Ираном ракеты, способной полететь на сверхдальние расстояния, то зачем тогда российскому руководству соглашаться на размещение на своей территории американского радара?
Читайте: Барак Обама: кризис и мечты о ядерном разоружении .
Конечно, российская сторона предлагала США совместно использовать радиолокационные станции в Армавире (Краснодарский край) и в азербайджанской Габале. Но совместное использование российских РЛС и строительство на нашей территории американского радара – разные вещи. Едва ли российские военные допустят появления у нас в стране объекта, который бы управлялся американскими военнослужащими и контролировался не российским, а американским Генштабом.
Выступление главы Пентагона внушает оптимизм в смыслеготовности США активизировать диалог по спорному вопросу. Но
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.