Журналист New York Times Джеймс Райзен представил читателям свой новый разоблачительный бестселлер с многозначительным названием “Состояние войны: секретные операции ЦРУ и администрации Буша” («State of War: The Secret History of the CIA and the Bush Administration»). Оставаясь верным собственному стилю и традициям жанра “шпионской интриги”, автор обращает внимание читателей на оборотную сторону войны с международным терроризмом под предводительством США. Он рассказывает об одной из наиболее засекреченных операций под кодовым названием “Мерлин”, которую администрации Билла Клинтона и Джорджа Буша старалась всеми силами сохранить в тайне. На страницах книги автор задается вопросом, почему Джордж Буш вдруг обеспокоился ядерной программой Ирана, в то время как шесть лет назад агенты ЦРУ собственноручно передали Тегерану план по созданию атомной бомбы?
Как размышляет Райзен в своей книге, к настоящему кризису в отношениях Вашингтона и Тегерана привел ряд грубых технических просчетов ЦРУ. Все началось с того, что разведуправление лишилось большей части агентов, работавших в Иране. Вследствие оплошности одного из сотрудников ЦРУ в распоряжении двойного агента оказались сведения о американской разведсети на Ближнем Востоке. Тегеран, получив столь ценные данные, не преминул ими воспользоваться. В результате некоторые агенты были арестованы, судьба других до сих пор остается неизвестной. ЦРУ, соответственно, потеряло всяческую связь с Ираном.
Именно поэтому весной 2005 года Портер Госс , возглавляющий американское разведуправление, на встрече в Белом доме не смог подтвердить заявления президента США о том, что Иран занимается разработкой ядерного оружия. ЦРУ в то время из-за своей первой ошибки вообще не владело информацией относительно намерений Тегерана. Однако страна уже была причислена к “оси зла”, и перед американскими спецслужбами встала задача выяснить, ведет ли Иран ядерные разработки и на какой стадии находятся исследования в этой области.
Таким образом, организация операции “Мерлин” была вызвана острой нехваткой информации относительно иранской ядерной программы. Позднее станет ясно, что операция американских спецслужб закончилась очередным провалом, из-за которого задача Тегерана по созданию ядерного оружия значительно упростилась. Многое в книге также объясняет затянувшуюся игру в “кошки-мышки” и долготерпение Вашингтона.
В результате операции, разработанной ЦРУ (по крайней мере, на бумаге), предполагалось ввести иранских ученых в заблуждение, предоставив им намеренно измененные схемы и чертежи, и определить по их реакции, насколько они близки к созданию ядерного оружия.
С этой целью одному из агентов главного разведуправления было поручено передать “подкорректированные” планы иранской стороне. Выбор пал на некоего выходца из России, ранее эмигрировавшего в США и завербованного ЦРУ.
Примечательно, что агент, который находился на обеспечении ЦРУ и которому поручено ответственное задание, был инженером-атомщиком. Соответственно, при ознакомлении с заданием для него не составило труда тут же выявить преднамеренные “просчеты” в чертежах, которые предназначались для иранцев. В ЦРУ, тем не менее, не придали этому инциденту большого значения. Главной задачей агента по-прежнему было любым способом передать в Вене иранским представителям в МАГАТЭ или какому-нибудь другому высокопоставленному официальному лицу тщательно подготовленные чертежи.
Однако, находясь уже в Вене, агент распечатал пакет и положил в конверт собственное письмо с деловым предложением, предлагая свои услуги, надеясь облегчить работу над ядерной бомбой: он мог указать на “ошибки”, намеренно допущенные в чертежах.
После “успешно” выполненного задания, иранский представитель, изменив свой график встреч, спешно вылетел в Тегеран. Однако в ЦРУ поспешили праздновать победу. На деле операция была провалена. Руководство разведуправления не учло, по крайней мере, одного. Самого главного и вместе с тем очевидного. Иран занимается ядерными разработками на протяжении, по крайней мере, последних 20 лет, и за это время учеными наработан серьезный опыт, получены необходимые результаты, благодаря чему ребус разведуправления оказался подарком судьбы. Найти ошибку в искаженных чертежах не составляло никакого труда. При этом можно было ограничиться собственными силами, не прибегая к помощи сотрудника ЦРУ, решившего повести свою большую игру.
Как утверждает автор книги, ссылаясь на мнение бывших сотрудников главного американского разведуправления, операция “Мерлин” – далеко не единственная в своем роде. Трюк с передачей заинтересованной стороне искаженных чертежей по созданию разного рода оружия используется, начиная со времен “холодной войны”, и отработан во многих “сценариях”. Однако операции такого уровня необходимо тщательно разрабатывать и, что не менее важно, контролировать, чтобы избежать сбоев. В противном случае, ошибки могут дорого обойтись и привести к непоправимому результату. Тем более, что разведчик, даже американский, как известно, не имеет права на ошибку.
Для справки
Джеймс Райзен – корреспондент New York Times – специализируется, главным образом, на “шпионских” разоблачительных сюжетах и актуальных темах, перекликающихся с действительными событиями. В центре его произведений зачастую оказываются американские спецслужбы и, в частности, Агентство национальной безопасности США (АНБ) и ЦРУ. Среди книг, в работе над которыми Райзен принимал непосредственное участие, можно выделить “ Главный противник. Тайная история последних лет противостояния ЦРУ и КГБ”. Выход в свет последней книги автора “Состояние войны: секретные операции ЦРУ и администрации Буша” совпал со скандалом относительно утечки информации из АНБ. Как известно, в связи с делом секретного агента ЦРУ Валери Плейм в свое время была арестована другая журналистка New York Times Джудит Миллер.
Владимир Высоков
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.