Кубинский лидер находится в тяжелом состоянии. Будет он жить или покинет этот мир, знает только Господь Бог. Ему 80 лет. Понятно одно – к управлению государством в прежнем объёме он уже не вернется. Смертельная болезнь лидера такого масштаба не только на Кубе, но и во всем мире дает повод для размышлений – а что будет со страной после Фиделя Кастро ?
Куба – уникальное государство, сумевшее после крушения мировой системы социализма, развала Советского Союза, в условиях глобализации сохранить коммунистическую идею и социалистическое содержание строя, и в одиночку противостоять западному давлению.
Изменения будут, но какие именно и в какие сроки трудно предсказать. Если организм Ф.Кастро справится с недугом, и не важно в каком состоянии в дальнейшем он будет – тяжелом, парализованным, в коме, политико-государственная система останется неизменной. Команданте своим существованием будет символизировать продолжение революции.
В случае его ухода из жизни за Кубу и внутри страны начнется сражение. И борьба будет нешуточной. После почти пятидесятилетнего руководства страной и партией 31 июля 2006 года Фидель Кастро официально передал свои полномочия младшему брату Раулю. Пять месяцев правления Рауля Кастро показывают, что при всей коммунистической риторике брат Фиделя склонен к смене стиля руководства страной.
Команданте как дальновидный политик подготовил хороший кадровый резерв для развития страны. При нем подавляющее большинство министров, крупных руководителей и партийных функционеров не достигли сорока лет. А значит, в отличие от старой гвардии, есть кому начинать формировать рыночные механизмы.
Однако, это будет не скоро и не сразу. При безусловном авторитете Рауль всегда был в тени своего брата. Прекрасный исполнитель, как правило, не становится лидером. Поэтому, при реализации своих планов, даже под флагом Фиделя, он столкнется с противодействием значительной части населения и в первую очередь военных.
С одной стороны кубинцы устали от нищеты, с другой – рынок станет для них шоком. После пяти десятков лет уравниловки и государственной опеки к конкуренции они просто не готовы.
Можно предположить, что если будет выбран «китайский» вариант реформ с плавным переходом на капиталистические рельсы при неизменном руководстве Коммунистической партии Кубы, тогда стабильность в стране гарантирована. Если будет допущена торопливость и выбрана «шоковая» модель, то массовых выступлений не избежать, нынешнее руководство гарантированно будет смещено и к власти придут военные. И тоже под знаменем Фиделя Кастро.
Но возможные варианты развития событий на Кубе во многом будут зависеть от международного расклада сил. Если бы несчастье случилось с Фиделем 10 лет назад, то страна, безусловно, втянулась бы в орбиту влияния Соединенных Штатов, которые не преминули бы воспользоваться моментом, чтобы внедрить «цивилизованную демократию» с помощью кубинской эмиграции и политической оппозиции.
Уже сейчас в США разработан план перехода Кубы к демократическому режиму, который они предполагают установить после смерти команданте. Еще в середине 2006 года президент Джордж Буш заявлял, что Вашингтон «активно работает над переменами на Кубе, а не просто дожидается перемен». Белый дом планирует через две недели после смерти кубинского лидера начать широкомасштабную гуманитарную помощь острову, отправить туда подготовленных в США судей, сотрудников полиции и экспертов, которые должны обеспечить проведение всеобщих свободных выборов, и через 180 дней к власти должно придти демократическое правительство.
Конечно, это можно воспринимать как плоды больного воображения администрации президента США, если бы не назначение Калеба Маккари «временным координатором по Кубе». Его работа состоит в том, чтобы помочь кубинцам «восстановить свободу после 47 лет жестокой диктатуры». На ускорение такого перехода выделено 57 млн долл, которые пойдут на смещение Рауля. «Они готовят перманентную диктатуру. Мы же поддерживаем процесс передачи власти, который позволит кубинцам провести справедливые выборы», - заявил Маккари.
Однако в последнее время в Латинской Америке идут серьезные интеграционные процессы. Куба не одинока в XXI веке в своей антиамериканской политике. После Фиделя политическим лидером латиноамериканцев станет президент Венесуэлы Уго Чавес , который окажет наибольшее влияние на будущее Кубы и всеми средствами, включая военную помощь, не допустит реализацию бушевского плана. Запаса нефтедолларов и боевого задора Чавеса вполне должно хватить для противостояния Вашингтону, авторитет которого в Латинской Америке неуклонно падает.
Сегодня, приобретая стратегических партнеров в лице Уго Чавеса, президента Боливии Эво Моралеса и ряда других лидеров региона Куба имеет шанс, лишившись своего символа найти дорогу в будущее.
Безусловно, ситуация на Кубе интересует еще одного игрока – Китай. Активность КНР в Латинской Америке общеизвестна. И остров Свободы как нельзя лучше подходит Пекину для дальнейшей экспансии в западном полушарии. Здесь виден не только экономический, но и геополитический аспект. Непотопляемый авианосец всегда пригодится в хозяйстве, особенно лет через 15-20.
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.