Чем меньше времени остается до саммита глав государств « Большой восьмерки » в Санкт-Петербурге, тем чаще и громче звучат голоса, призывающие лидеров западных стран пересмотреть отношение к России. Набор стандартен – российское руководство обвиняют в авторитаризме, подавлении оппозиции, ограничении свободы прессы. В последнее время добавилась еще и критика закона о неправительственных организациях ( НПО ), а также обвинения в «энергетическом давлении на соседей».
«Застрельщиком», как правило, выступает американская и европейская пресса. Впрочем, это уже привычно – обвинительно-поучающий тон в отношении России характерен для публикаций последних нескольких лет. Разумеется, такое событие, как саммит «Большой восьмерки», вниманием не обделено.
В воскресенье в газете «Вашингтон Пост» была опубликована статья, посвященная пересмотру (в который уже раз! – Авт.) позиции американской администрации по отношению к России. В Белом доме якобы существуют две «группировки». Одни, как водится, «ястребы», которые предлагают ужесточить подход к России. Возглавляет эту группу любитель охоты на адвокатов вице-президент Ричард Чейни . Помимо него, к сторонникам жесткой линии можно отнести директора Национальной разведки Джона Негропонте, сенатора-республиканца Джона Маккейна (который уже предложил бойкотировать саммит в Петербурге, да и вообще исключить Россию из «Большой восьмерки»), а также помощник госсекретаря по делам Европы Дэниэл Фрид.
Настроенным на сотрудничество с Россией «Вашингтон Пост» называет старшего директора по делам России в Совете национальной безопасности Томаса Грэхема-младшего. И, с определенными оговорками, госсекретаря Кондолизу Райс . Г-жа Райс не упускает возможности при случае поучить российское руководство демократии. Но в то же время, слишком сильное давление на Россию, по ее мнению, было бы контрпродуктивным. Напомним, что именно госсекретарь две недели назад в программе телеканала CBS «Лицом к нации» охарактеризовала отношения между Россией и США как «самые лучшие» за длительный период времени. Переходить к конфронтации с Москвой Вашингтону сейчас тем более не с руки – в начале марта в Совете безопасности ООН состоится обсуждение иранского ядерного досье . И американская администрация рассчитывает в этом вопросе на поддержку России.
Таким образом, можно констатировать, что одна часть американского руководства настроена на сотрудничество с Россией, а другая – ставит на первое место соответствие нашей страны западным представлениям о демократии. Но такой вывод в известной степени упрощает ситуацию.
По мнению заместителя директора Института США и Канады Виктора Кременюка, все более заметными становятся два варианта сценариев ближайшего будущего в отношениях между двумя странами.
Первый – Россия не представляет для США интереса. Это страна, которая если и может повлиять на американскую политику, то в минимальной степени.
То есть повторяется ситуация времен вторжения в Ирак, когда та же Кондолиза Райс призвала «наказать Францию, игнорировать Германию, простить Россию». Только наша страна теперь может оказаться на месте ФРГ в американских расчетах.
Сторонники второго варианта придерживаются более жесткой линии. По словам Виктора Кременюка, их точку зрению можно было бы охарактеризовать тезисом «если Россия не станет демократией, она станет врагом». И свидетельством тому – российская политика в отношении иранской ядерной программе, недавний конфликт с Украиной по поводу цен на газ и поддержка, оказываемая среднеазиатским государствам.
Исходя из такой оценки, сторонники «жесткой линии» и предлагают строить отношения с Россией. В качестве одной из возможных мер «Вашингтон Пост» называет возможность проведения встречи «правозащитных, демократических и других организаций гражданского общества» в России или за ее пределами. Во время этой встречи Вашингтон, по мнению некоторых американских политиков, мог бы заявить о полной поддержке этих организаций. И, добавим от себя, окончательно дискредитировать их.
Впрочем, главная проблема на самом деле заключается не в том, «правильно» или «неправильно» по мнению Вашингтона ведет себя Россия. Проблема в нынешней американской администрации, которая никак не может определиться в том, каковы перспективы российско-американских отношений. В этой связи «Вашингтон Пост» цитирует слова неназванного высокопоставленного чиновника: «Создается впечатление, что нами движет в большей мере досада, чем что-то еще - у нас так много других вопросов, над которыми следует поразмыслить, что нам не нужен еще и этот вопрос (имеет в виду жесткая критика в адрес России - Авт.)». Что ж, «вопросов» у нынешней администрации действительно много. И большинство из них, кстати, возникли «благодаря» как раз той политике, которую проводит Вашингтон.
Олег АртюковНадо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.