За время независимости после распада СССР Молдавия никак не может определить вектор развития. Политическая элита тянет страну в Европу, но экономика страны никак в нее не вписывается. На Западе места для молдавской продукции нет, она может найти сбыт только в России и странах СНГ. Итогом попытки "вписаться в рынок" Европы стали деиндустриализация Молдавии, обнищание населения, нескончаемые потоки мигрантов, ищущих работу за границей.
Каковы перспективы развития ситуации? Ответом могут стать предстоящие 30 октября президентские выборы. О современном положении в Молдавии в прямом эфире видеостудии Pravda.Ru рассказал доктор политических наук, заведующий отделом Приднестровья и Молдовы Института стран СНГ Сергей Лавренов.
— Как бы вы охарактеризовали в общих чертах ситуацию в Молдавии на сегодняшний день? Все-таки страна настаивает на безусловном сближении с Евросоюзом? Или достаточно сильны настроения на сближение с Россией?
— Я бы не стал связывать нынешнюю ситуацию в российско-молдавских отношениях с фактором обострения отношений России с Западом или известных событий на Украине. На самом деле они имеют более долгую предысторию и всегда были неровными в силу разных причин и политико-экономических интересов.
Эти отношения характеризовались тем, что страна пыталась усидеть на двух стульях. Политически она обозначила, начиная с первой концепции внешней политики в 1995 году, приоритетное направление — евроинтеграционное развитие. С другой стороны, в силу жесткой привязанности своей экономики к российскому рынку, вообще к рынку стран СНГ, она была во многом вынуждена поддерживать и развивать отношения и на восточном направлении. В 1991 году она вступила в СНГ, хотя договор был ратифицирован парламентом только в 1994 году. Затем она присоединись к Зоне свободной торговли стран СНГ в 2011 году. Она является наблюдателем в Евразийском экономическом сообществе.
Но восточное направление интересовало традиционно Кишинев только с точки зрения экономических интересов, то есть рынка сбыта продукции. В первую очередь это сельскохозяйственная продукция и сырье, поскольку Молдавия после распада Советского Союза утратила статус индустриальной страны и пришла, по существу, к формату аграрной.
Безусловно, это вызывало определенную напряженность, растущую по мере того, как становился более явным дисбаланс политики Кишинева, его узко-корыстный интерес, попытки воспользоваться минеральными ресурсами, например, понизить стоимость газа, поставляемого в страну. Она очень зависима от российских поставок газа и нефтепродуктов.
Одновременно Кишинев делал последовательные шаги в сторону все большего сближения с Евросоюзом. Он прошел многие процедуры для подписания Соглашения об ассоциации с ЕС в 2014 году. Это итог долгого пути. Но надежды, что вступление в Евросоюз принесет в ближайшей перспективе серьезный прирост внутреннего валового продукта, внешней торговли, совершенно не подтвердились, о чем, кстати, предупреждали ответственные, добросовестные специалисты внутри молдавского экспертного сообщества.
— Заложены ли основы реальной интеграции Молдавии в западное сообщество, или же до сих пор это остается ничем не подкрепленным лозунгом?
— Конечно, страны Евросоюза подавали это соответствующим образом, говорили о своем реальном вкладе, помощи для развития молдавской экономики. Об этом постоянно твердят молдавские власти и СМИ, поэтому в принципе процент людей, которые по-прежнему поддерживают движение Молдавии в Европу, достаточно большой.
Хотя тренд явно поменялся. С приходом к власти проевропейских партий и созданием альянса за европейскую интеграцию, число поддерживающих западное направление, по разным опросам, колебалась в пределах 70 процентов. Последние опросы фиксируют резкий спад общественных симпатий.
Сейчас в "европейскую мечту" верят около 40 процентов. На фоне громадных провалов экономической политики, связанных с таким однозначным решением политической элиты, идет рост тех, кто выступает за движение в другую сторону - ЕАЭС. Это устойчивый тренд, и 43-44 процента населения уже высказываются за восточный вектор развития страны.
— Не случится ли в молдавском обществе такого острого конфликта, как в соседних странах? Удастся ли выработать какой-то компромиссный вариант и избежать жесткого противостояния?
— На мой взгляд, безусловно, есть определенная принципиальная разница в подходе Евросоюза — принципов, на которых выстраивалась, реализовывалась программа Восточного партнерства. Главным конструктором этих инициатив Евросоюза и всей политики в этом направлении были Польша, Швеция, безусловно важную роль играют прибалтийские республики, Румыния. Они во многом ставили вопрос "или-или".
Россия, в отличие от этой позиции, придерживается более гибких взглядов. Она никогда не закрывала дверь перед Молдавией. Последняя инициатива российского руководства — прежде всего возобновление переговоров в отношении установления торгово-экономических отношений. Неоднократные приезды Дмитрия Рогозина в Кишинев в последнее время наметили основы выработки дорожной карты развития этих отношений.
Последний визит говорит о том, что Россия, конечно, оценивает Молдавию не просто с какой-то утилитарной экономической позиции, а как республику, с которой поддерживались отношения не только экономические, но также политические и культурные на протяжении долгого периода предшествующей истории в рамках Советского Союза. Россия делает громадный шаг навстречу, хотя экономически она в этом практически не заинтересована.
Объем молдавской продукции на рынке России занимает малозначимые 0,2-0,3 процента, в отличие от российской продукции в Молдавии. В любом случае это шаг вперед, желание развития дружественных отношений. Это создает предпосылки и позволяет надеяться все-таки на восстановление ситуации стабильности в стране.
— Каковы перспективы развития наших отношений?
— Во многом это будет зависеть от того, как пройдут выборы президента. Возможен пересмотр ряда положений Соглашения о Евроассоциации, без которого это в принципе невозможно. Но важно иметь в виду, что есть наднациональные органы: Совет по ассоциации, Комитет по ассоциации. Их решения имеют обязательный характер для Молдавии, что предполагает ограничение суверенитета.
Читайте статью на английской версии Pravda.Ru
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.