Как на сегодняшний день можно охарактеризовать взаимоотношения России и прибалтийских стран? И есть ли эти отношения вообще? Может ли Россия как-то повлиять на русофобские настроения в Латвии, Литве и Эстонии? Вопросы российско-прибалтийского сотрудничества обсуждают главный редактор Pravda.Ru Инна Новикова и военный эксперт Игорь Коротченко.
- Президент Эстонии недавно сказал, что ситуация в его стране сложная, и к сожалению, эстонцы не могут рассчитывать на то, чтобы она стала "второй Швейцарией". Это невозможно в соседстве с Россией.
- Президент Эстонии — бывший гражданин США, он и по-эстонски говорит с трудом. Мне жаль, что в Прибалтике у власти такие политики. Не будем брать Эстонию, она все-таки экономически более благополучная, чем соседние Литва и Латвия.
Я могу сказать о более близкой мне Латвии, поскольку я родился в Риге. Страна, если бы правильно воспользовалась своей географической близостью к России, вполне могла бы стать второй Финляндией, а завод ВЭФ — второй Nokia. Что сделали латыши? Демонтировали и вывезли все оборудование, сейчас на месте корпусов завода ВЭФ торгово-развлекательные центры. Ничего не осталось от мощнейшего некогда автозавода РАФ.
В республике было производство по выпуску подвижного железнодорожного состава. Его тоже уже нет. Зачем, спрашивается, все это сделали? Просто из маниакального желания избавиться от всего советского. В итоге сегодня Латвия — европейский маргинал, нищая, разутая страна без каких-либо перспектив.
Эстония в этом отношении более благополучная. Но та же антироссийская риторика не позволяет развивать нормально связи с Россией. Я вспоминаю, что когда руководитель российской РЖД приехал в Таллин, звучали комментарии о том, что эстонский бизнес ни в коем случае не должен участвовать в каких-то кооперационных программах с РЖД, потому что это нанесет вред эстонским национальным интересам.
Во всем мире, когда такие инвесторы хотят зайти в страну, их должны облизывать, пылинки с них сдувать. Политики же в этих странах не живут национальными интересами. Их мечта сводится к одному: после отбытия срока на каких-то ответственных постах, встроиться в какие-нибудь евроструктуры…
- На самом деле, все это о России они говорят только для того, чтобы кто-нибудь дал им денег. Отсюда и постоянный рефрен: нам тяжело, у нас под боком Россия, помогите.
- Вот, например, та же Латвия. Зачем они фактически закрыли конкурсы, которые проводились в той же Юрмале? Власти не понимали, что за свою политическую риторику рано или поздно придется платить? Разумеется, Россия действовала здесь с позиции защиты своих интересов. Мы не будем экономически поощрять режимы, которые захлебываются в антироссийской злобе.
Поэтому судьба Прибалтики — это печальная судьба. Люди не смогли воспользоваться советским наследием, которое оказалось в их руках, не смогли построить гармонично развитое общество. Экономические возможности и преимущества от близости с Россией — транзит, использование портов — своей антироссийской политикой они полностью обнулили. Нет никаких разумных аргументов, почему надо было рвать все отношения с Россией, обливать ее помоями. Чтобы, в конечном итоге, превратиться в европейских маргиналов?
Мы должны понимать, что это государственная политика той же самой Латвии. И что у нас есть достаточно мощные возможности влияния, как экономические, так и медийные. Но для этого мы должны усилить свою информационную, пропагандистскую работу, должны влиять на медийном рынке стран Балтии, потому что под лежачий камень вода не течет.
Мы должны заниматься последовательным переформатированием политического поля, которое нам сегодня не дружественно, делать его либо нейтральным, либо дружественным. Механизмы, необходимые для этого, известны, должны быть специалисты в России, которые могут "рыхлить" это поле и либо нейтрализовать, либо менять политическую реальность этих стран.
- Я пока не представляю, насколько там можно изменить или нейтрализовать.
- Все возможно, поверьте мне.
- Недавно в Литве бастовали учителя. Литва, пожалуй, самая пострадавшая из прибалтийских стран, у учителей там зарплата чуть ли не в 20 раз меньше, чем в Словакии. Что в ответ говорят власти? "Этот протест организовали Путин, Кремль, русские профсоюзы".
- У нас нет ни одной радиостанции, которая бы целенаправленно вещала на страны Балтии, у нас всего один интернет-ресурс, который занимается подготовкой контента, связанного со странами Балтии. А таких должно быть 50, 100, либо специализированные разделы на ведущих российских порталах.
Государство должно все это финансировать, либо бизнес российский должен это финансировать. В том числе, предоставляя контент на языках прибалтийских республик. Это нормальная практика, американцы это делают.
У нас есть Калининградская область, где можно делать качественные эфирные и новостные программы, и с их помощью влиять на настроения, на умы прибалтов, давать альтернативную информацию, чтобы люди могли посмотреть и сравнить с тем, что говорят их политики. У людей должен быть выбор. А если мы ничего этого не делаем, что же удивляться тому, что и влияние наше на политические процессы в странах Балтии оказывается нулевым.
Подготовил к публикации Сергей Валентинов
Беседовала
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.