Партия Виктора Ющенко с размахом отметила 100-летие Романа Шухевича – одного из руководителей нацистского карательного отряда, убившего во время войны десятки тысяч мирных людей. Противники «оранжевых» обвинили президента в полной потере исторической памяти. Действия Ющенко – еще один шаг к расколу Украины.
Празднование юбилея Шухевича предшествовало важному политическому событию – объединению «оранжевых» сил в так называемый мегаблок «Наша Украина – Народная самооборона». Его состав поражает пестротой – туда вошли как сын Шухевича Юрий, так и в прошлом активный комсомолец, лидер «народной самообороны» Юрий Луценко (к его чести, пока не замеченный в русофобской риторике). Идеология такого объединения могла показаться неясной, но лидер «Нашей Украины» Вячеслав Кириленко, похоже, дал понять, чего в нём будет больше – борьбы за демократию или «бандеровщины».
«Нынешней нашей целью является борьба за окончательное признание борьбы УПА борьбой за национальное освобождение Украины. Мы уже сделали много для этого, хотя и до сих пор имеем сопротивление антиукраинского большинства и правительства Януковича», - произнёс Кириленко пламенную речь на праздновании 100-летия Шухевича в Киеве и добавил, что именем Шухевича нужно назвать одну из центральных улиц Киева. Речь прекрасно дополнила прошлогодний указ Ющенко о присвоении Юрию Шухевичу звания Героя Украины (не очень ясно, правда, за какие заслуги).
Представители проправительственной коалиции отреагировали на это участием в открытии в Севастополе мемориального комплекса, посвящённого 250-дневной героической обороне Севастополя в 1941-1942 гг. Один из лидеров Партии регионов Вадим Колесниченко призвал жителей других городов Востока, Юга и Центра Украины поддержать почин Севастополя и открыть новые мемориальные комплексы героям Великой Отечественной войны. Параллельно он обвинил «оранжевых» в потере ориентации.
«Почему это важно именно сегодня, потому что президент и его окружение возвеличивают офицера СС, кавалера двух орденов железного креста Романа Шухевича, и превращают его в героя Украины. Это или потеря ориентиров в пространстве отдельных лиц, или попытка изменить ориентиры всего населения Украины. Уничтожая реальную историю, они уничтожают память людей, которые погибли на этой земле, и которые своим трудом и своим подвигом защищали и возрождали эту территорию во время и после ВОВ», - сказал Колесниченко.
Для того, чтобы оценить возможные последствия празднования такого юбилея, необходимо обратиться к личности Романа Шухевича. Уроженец Львова ещё в 16-летнем возрасте вступил в Украинскую военную организацию (УВО), ставившую задачу вооружённым путём добиться независимости Западной Украины от Польши, частью которой она стала в 1918-1919 гг. С 1930 года – референт по военным делам краевой экзекутивы созданной годом ранее Организации украинских националистов (ОУН).
Шухевич довольно быстро превратился в одного из ближайших соратников лидеров ОУН Евгения Коновальца и Степана Бандеры. На его счету – участие в убийстве целого ряда польских государственных деятелей, включая министра внутренних дел Перацкого в 1934 году. В 1935 году его приговорили к 4 годам тюрьмы, но в 1937 году освободили. Тогда же он уехал в Германию, там прошёл обучение в военной школе. В 1938 создал Генштаб национальной обороны Карпатской Украины, а спустя ещё год вошёл в состав руководства ОУН. В июне 1941 вошел в состав правительства Украинской державы во главе с Ярославом Стецько.
Самый «героический» этап жизни Шухевича начался со вступлением нацистов на территорию западной Украины. В составе спецотряда Абвера «Нахтигаль» («Соловей», из него впоследствии выросла дивизия СС «Галичина») он принял участие в карательных операциях. В ночь на 30 июня 1941 Шухевич устроил в родном для него Львове беспрецедентную резню, когда погибли десятки тысяч людей, а осенью 1941 года в Киеве бойцы «Нахтигаля» приняли самое активное участие в массовом уничтожении людей в Бабьем Яру. Столь же печальную славу спецотряд снискал и в других районах Украины.
В 1942 «Нахтигаль» влился в 201-й охранный батальон, который был брошен на борьбу с партизанами. Сам Шухевич за свои подвиги получил чин капитана немецкой армии и два «железных креста». Но создание независимой Украины не входило в планы нацистов, и Шухевич решил порвать с ними. В начале 1943 он стал начальником Главного военного штаба Украинской повстанческой армии (УПА), которая официально объявила войну как нацистам, так и Красной Армии. Заодно война была объявлена мирному еврейскому, польскому и отчасти украинскому населению - только с 10 по 15 июля 1943 года отряды УПА на Волыни убили более 12 тысяч поляков.
После того, как Степан Бандера вышел из немецкой тюрьмы, УПА стала союзной немцам организацией, а Шухевич был избран её командующим. В июле 1944 под именем Романа Лозовского он избран руководителем Генерального секретариата Украинской главной освободительной рады, а также секретарем по военным делам и главнокомандующим УПА. В это время на территорию Западной Украины вступила Красная Армия, и УПА повела с ней партизанскую войну. «Попутно» убили и десятки тысяч жителей Галиции и Волыни, которые «недостаточно» помогали УПА в партизанской войне.
После окончания Великой Отечественной войны УПА продолжала борьбу как против Красной Армии, так и против Польши и Чехословакии. Её бойцы организовали ряд диверсий против представителей трёх стран-участниц Антигитлеровской коалиции, но дни УПА были сочтены. Её остатки с 1948 года победительниц продолжали партизанские действия на территории Галиции. 5 марта.1950 года Шухевич был захвачен агентами НКВД в доме своей любовницы и убит при попытке к бегству.
После создания независимой Украины Шухевич, Бандера и ОУН-УПА в целом были провозглашены в западной части страны национальными героями. Им ставили памятники, их именами называли улицы (так, улица Ленина во Львове стала улицей Бандеры, а улица Пушкина – улицей Шухевича). Националисты попытались пропитать своей идеологией всю территорию Украины, и провозгласить бойцов ОУН-УПА не пособниками нацистов, а борцами за свободу. При Леониде Кучме такая трактовка истории всё же была уделом только западных областей, а вот Виктор Ющенко в несколько смягчённой форме взял её на вооружение.
Беда националистов в том, что в других регионах Украины историческая память другая. Едва ли в разрушенных нацистами почти дотла Харькове и Днепропетровске забудут, чем занимались бойцы дивизии «Нахтигаль», где состоял Шухевич. Даже в Киеве, который частично воспринял антисоветскую идеологию националистов, не захотели увековечить в названиях улиц память убийц и пособников нацистов вроде Шухевича и Бандеры. Возвеличивание Шухевича едва ли понравится Израилю и Польше, где помнят о его расправах над евреями и поляками.
Таким образом, пышное празднование юбилея Романа Шухевича представляет собой очередной шаг к расколу страны. «Героизм» Шухевича ставят под сомнение даже в центральных областях Украины, не говоря уже о Востоке и Юге. Кроме того, ветераны ВОВ и ОУН-УПА отнюдь не жаждут взаимного примирения и не собираются откликаться на призыв Ющенко. А пламенная речь Кириленко и включение в «Нашу Украину - Народную самооборону» сына Романа Шухевича показали, какие «демократы» являются настоящими кумирами для пропрезидентских сил.
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.