Президент России 22–23 января будет находиться с государственным визитом в Узбекистане, где проведет переговоры со своим узбекским коллегой Исламом Каримовым. По данным узбекских источников, визит этот был «внеплановым», а переговоры инициировала российская сторона. Создается впечатление, что в отношениях двух стран появились проблемы, нуждающиеся в срочном разрешении. Насколько для России важен Узбекистан и в чем смысл визита в эту страну российского президента?
Читайте: Как Запад пытается перетянуть у России "узбекский канат" .
На этот вопрос «Правде.Ру» ответил заместитель директора Института стран СНГ Владимир Жарихин. «Во-первых, Узбекистан имеет очень серьезное стратегическое положение. Для России и Китая он, по сути, является «среднеазиатскими Балканами». Это наше «мягкое подбрюшье» и уязвимое место. Во-вторых, в последнее время узбекское руководство вело себя довольно противоречиво. То оно восстановило своё членство в пророссийской Организации Договора по коллективной безопасности (ОДКБ), став видным членом также завязанной на России структуры ЕвраЗэС, то вдруг заколебалось и пожелало оттуда выйти. Поэтому необходимо оговорить эти причины», - считает эксперт.
«Замечу, что у Узбекистана есть проблемы с другими партнерами России из числа бывших «южных» и среднеазиатских республик - например, с Казахстаном, отношения с которым у него складываются непросто. Одна из причин – борьба двух стран за лидерство в Центральной Азии, обостряемая «водным вопросом». Как известно, обе эти страны, испытывающие нехватку воды, в условиях её избытка у более мелких соседей в лице Киргизии и Таджикистана, поднимали проблему регулирования водных стоков», - подчеркнул Жарихин.
Если учесть тот факт, что Узбекистан является важным поставщиком энергоресурсов, особенно газа, то его значение не только для России, но и для Евросоюза поднимается еще выше. Только разведанные запасы газа в Узбекистане составляют 2,2 триллиона кубометров, и все главные игроки на рынке энергоносителей об этом прекрасно помнят. Европа давно тяготится «энергозависимостью» от России и мечтает от неё избавиться. Эти мечтания стали обретать некую форму в связи с проектом транскаспийского газопровода Nabucco, по которому газ из Центральной Азии должен был пойти в Европу.
Читайте: Россия укрепляется в Средней Азии .
До последнего времени России удавалось нейтрализовать эти попытки тем, что она перекупала «голубое топливо» у Казахстана и Узбекистана. И не случайно в своем последнем новогоднем поздравлении Исламу Каримову Дмитрий Медведев признал, что для нас Узбекистан – ключевой, стратегический партнер в Средней Азии. «Мы ценим то сотрудничество, которое мы осуществляем в сфере безопасности, обеспечения правопорядка в этом важнейшем регионе», - подчеркнул президент России.
С конца 1990-х годов отношения Ташкента с Брюсселем и Вашингтоном развивались по нарастающей. В скором времени он стал даже членом недружественной России организации ГУУАМ (Грузия, Украина, Узбекистан, Азербайджан и Молдавия). Особенно тесными отношения с Западом стали в 2001–2003 годах в связи с активизацией борьбы НАТО против афганского движения «Талибан», когда американцы добились создания на территории республики своей военной базы, формально служившей интересам войск США в Афганистане. С другой стороны, она создавала угрозу почти неприкрытым южным российским рубежам.
Однако «идиллия» продолжалась недолго: за жесткое подавление волнений в Андижане в мае 2005 года ЕС и США наложили на Ташкент санкции, заклеймив узбекского президента как «диктатора». В свою очередь,у самого Ислама Каримова возникло к так называемым «оппозиционерам», избивавшим и убивавшим узбекских милиционеров, а также представителям американских и европейских фондов, финансировавшим Андижанский путч, немало вопросов. В итоге, узбекские власти покончили с западным влиянием, изгнав со своей территории американскую военную базу и вышли из ГУУАМ. Однако уже через три года, с конца весны 2008, США и особенно Евросоюз «вдруг» сменили «гнев на милость».
Но теперь оказалось, что Ислам Каримов - вовсе не такой «плохой парень». Ведь у него так много нужных Европе газа, нефти и урана. Да, конечно, несчастных жертв «кровавого подавления Абрикосовой революции» жалко. Но в условиях, когда «российский энергетический спрут» все сильнее сжимает в своих объятиях Евросоюз, добравшись своими «щупальцами» даже до Великобритании, о демократических идеалах можно временно забыть. Ислама Каримова стали усиленно «обхаживать» западные эмиссары, добиваясь восстановления утраченных позиций.
И вот из Узбекистана пошли тревожные «звонки». В Термезе появилась база НАТО, обслуживающая нужды германских военных. Это породило надежды на возвращение в эту страну и американцев. Своими действиями, в том числе выходом из «потерявшей свое значение» ЕврАЗэС, Ташкент дал ясно понять Москве, что он может снова сменить политическую ориентацию.
Допустить этого нельзя. И российский президент лично едет к своему узбекскому коллеге с интересными предложениями в сфере военно-технического сотрудничества, защиты инвестиций, транспорта. Россия также нуждается в стабильных поставках урана, большие запасы которого есть в Узбекистане. Только разведанные месторождения насчитывают 230 тысяч тонн стратегического сырья. Этих запасов с учетом нынешних потребностей России нам хватит почти на 80 лет. Кроме того, Узбекистан (как более развитая в технологическом плане страна) нам больше интересен как поставщик урана, чем разоренный войной Таджикистан.
О стабильности и привлекательности узбекской экономики говорят и выводы миссии Международного Валютного Фонда. Она отметила, что по итогам развития 2008 года «Узбекистан при продолжающемся международном кредитном кризисе и экономическом спаде в развитых странах демонстрирует устойчивость». И хотя они признают, что в 2009 году негативные тенденции проявятся и в узбекской экономике, одновременно они отмечают, что «перспективы развития экономики республики останутся благоприятными при ограниченном замедлении темпов роста и сохранении положительного сальдо торгового и платежного баланса и профицита бюджета».
Однако самый волнующий обе страны вопрос – газовый. Накануне наступления нового 2009 года стало известно о том, что Ташкент повысил свою цену на газ «в связи с ростом на него мировых цен». В итоге его стоимость для соседнего Таджикистана выросла до 300 долларов за тысячу кубометров. Разумеется, не могла не повыситься в этих условиях и цена «голубого топлива», закупаемого Россией.
Но Москва готова к такому повороту событий и может предложить Ташкенту даже больше. И, скорее всего, этот и другие вопросы будут решены для России положительно. Дело в том, что у Узбекистана есть одно уязвимое место: зависимость от валютных поступлений работающих на российской территории сотен тысяч своих граждан. Как известно, узбекские гастарбайтеры выходят на 2-е место по численности в России (после украинских). И не случайно в конце 2008 года Ислам Каримов просил Москву и дальше сохранять его гражданам возможность зарабатывать в условиях кризиса. Этот вопрос может решиться положительно, если Узбекистан пойдет навстречу России.
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.