«Бронзовый солдат» сокрушил Эстонию. После надругательства эстонцев над советским захоронением в Таллине, произошедшем в 2007 г., свершилось своего рода возмездие. Та самая Эстония, об «экономическом чуде» которой столько говорили, после российского экономического бойкота была ввергнута в жесточайший кризис, который день ото дня лишь углубляется. Более того, находятся видные зарубежные эксперты, считающие, что Эстонии как независимому государству осталось жить не более 10 лет.
Своими же руками Эстония вогнала себя в жесточайший кризис, вызванный глумлением над братской могилой павших при освобождении от нацистов советских солдат. Тем самым эстонское руководство пыталось пожать лавры главного борца «против имперского влияния».
В качестве ответной меры Россия «ударила рублём», а именно перевела практически весь транзит следовавших через эстонские порты российских грузов в соседние Латвию и Финляндию, а также в свои собственные порты. Результаты не замедлили долго ждать: по прошествии года обнаружилось, что «король гол» и что никакой «прибалтийской Швейцарии» не существует и в помине.
В 1990-е гг. «богатство» прибалтийских стран создавалось почти исключительно за счёт перепродажи цветных металлов из России, а часто просто их воруя. Постепенно «цветной поток» иссяк, что вызвало первые проявления кризиса. Впрочем, Эстония из всех стран Прибалтики оказалась в привилегированном положении, живя за счёт «туристов с востока» и транзита российских грузов.
Читайте: Образумят ли Эстонию убытки от сноса "Бронзового солдата"?
Правда, это обстоятельство не мешало эстонским националистам нагнетать антироссийские страсти вплоть до демонстративного надругательства над монументом «Бронзового солдата» и братской могилы павших при освобождении Таллина советских военных. Иными словами, руководство Эстонии повело себя как крыловская свинья под дубом. И результат не замедлил сказаться: не прошло и года, как количество «российских желудей» заметно уменьшилось.
Ежегодно до событий в Таллине прирост эстонской экономики составлял около 10%. Сейчас же она демонстрирует нулевые и даже минусовые показатели. Жители страны жалуются на то, что фирмы закрываются одна за другой, многие лишаются рабочих мест, рост зарплаты не успевает за ростом цен.
Читайте: Эстонская зарница с нацистским душком .
Наличие острого экономического кризиса подтверждает и зарубежная, в том числе и эстонская пресса. « Если бы в экономике все было хорошо, на проблемы можно было бы не обращать внимания. Но сегодня похоронена сказка об экономическом чуде Эстонии. Государство и все мы живем в долг. А долг надо будет отдавать европейцам еще долго. Деньги утекают из Эстонии, стабильность уменьшается, чувство уверенности тает на глазах, появляются страхи. Страхи порождают злобу», – жалуется эстонская газета Postimees.
В другой эстонской газете "Вести Недели День за Днем" приводят мнение авторитетного финского ученого: «Максимум через десять Эстония исчезнет». Он же предсказал, что «страну постигнут всевозможные экономические катаклизмы − эпидемия банкротств, безработица, инфляция. Все признаки экономического кризиса в Эстонии налицо. За ним последует политический кризис, собственно, он уже начался».
Например, эстонский филиал финской компании Elcoteq, выпускающей компоненты мобильных телефонов, отправил в вынужденный отпуск 14% своих рабочих. Одна из причин – так называемая «инфляция зарплат». Еще большие проблемы испытывает текстильная промышленность. Если до кризиса в Нарве на фабрике шведской компании Kremholm работали 4500 человек, то теперь их число сократилось в четыре раза. Официально – из-за «повышения издержек при производстве».
Эксперты Евросоюза признают: «Бум, последовавший в 2004 г. за вступлением Эстонии в ЕС, позади, страны Балтии из самых быстрорастущих в Европе становятся самыми «медленными». У эстонцев объем валового внутреннего продукта только за первые три месяца 2008 г. сократился по сравнению с тем же периодом 2007 г. на 1,9%.
Экономисты говорят и о кризисе «сектора недвижимости». Все больше экономистов предсказывают «эстонскую рецессию», которая приведет к краху рынка недвижимости и девальвации кроны. Уже сейчас, по данным польских экспертов, инфляция в Эстонии составляет 11,4%.В свою очередь, это сильно ударит по рядовым жителям страны.
Удивительным образом, но по времени кризис совпал с осенью 2007 г., когда Россия переориентировала транзитные потоки. Эксперт Тийтс свидетельствует: «Розничные продажи, которые росли на 20% в год, в марте 2008 г. упали на 4% по сравнению с тем же самым месяцем 2007 г. Просел и рынок недвижимости. На квартиры уже нет покупателей, многие из предназначенных на продажу, стоят теперь пустые». По словам экономиста шведского банка SEB Микаэла Йоханссона, «объем производства в Эстонии спал почти на 5% в годовом исчислении».
По оценке европейских экономистов, «За первые четыре месяца этого года бюджет получил менее 30% запланированных доходов. Теперь эстонскому правительству приходится урезать расходы более, чем на 300 млн евро, чтобы бюджет остался сбалансированным. Но этого может не хватить для того, чтобы сохранить его баланс в дальнейшем. Эстония, славившаяся до сих пор очень низкими налогами (там, например, нулевой налог на реинвестированную прибыль корпораций), теперь, возможно, будет вынуждена их повышать. Эстонский министр финансов Ивари Падер рассматривает возможность введения новых налогов - например, на продажу дорогих автомобилей и деятельность, ведущую к загрязнению окружающей среды».
По данным доклада эстонского правительства, в результате бойкота этой страны российскими фирмами Эстония уже потеряла 450 млн евро или почти 3% своего ВВП. под Таллинский порт, в котором ранее перегружались тысячи тонн российского угля и топлива для Европы, за 2007 г. потерял 13% грузов и в 2008 г. потери продолжились. Намного снизилось и число российских туристов. Эстонцы признают, что их стало на 18% меньше. Однако на практике эти цифры гораздо больше.
Как же планирует Эстония выйти из порожденного её же властями экономического кризиса? Пока же влиятельные эстонские политики всерьез говорят о том, что казнь 36 преступников, отбывающих пожизненное заключение, принесет Эстонии 18 млн крон в год. Однако в стране всё активнее раздаются голоса о необходимости налаживать с Россией добрососедские отношения. Однако нынешнее эстонское руководство, являющееся пленником своей националистической идеологии, к этому не готово. И, скорее всего, делать это придётся уже другим.
Впрочем, даже в лучшем случае, если Россия сменит гнев на милость, эстонцам не стоит ожидать того, что на них снизойдёт «транзитно-энергетическая благодать». Москва уже отладила транзитные потоки по другим маршрутам и менять их довольно затратно.
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.