В то время как Михаил Саакашвили превратил грузинскую столицу в гигантскую съемочную площадку, а значительную часть жителей города в - массовку для съемок американского фильма об одном президенте, который бросил свой народ в пекло войны, общественное мнение на Западе все больше сомневается в приверженности Тбилиси курсу на демократию и развитие.
После обнародования доклада Комиссии ЕС политики и бизнесмены на Западе стали с настороженностью смотреть на самовлюбленного грузинского президента, которого сами же они подтолкнули к войне на Кавказе. Как отмечают аналитики в ряде европейских изданий, все крупные международные организации – ООН, ОБСЕ, НАТО, Евросоюз – как минимум, имели на Южном Кавказе своих представителей.
Тем не менее Запад попросту безучастно смотрел на происходящее, во многом недооценил ситуацию и занимал слишком прогрузинскую позицию вместо того, чтобы удержать руководство Грузии от войны.
Хотя для западных политиков не была тайной неуравновешенность Саакашвили, умноженная на его агрессивное поведение, но он наполучал столько авансов, что возомнил себя ключевой фигурой в кавказской игре Запада.
Сразу после «революции роз» этот президент в январе 2004 года объявил «сохранение территориальной целостности Грузии» целью своей жизни, ради достижения которой он готов пойти на «крайние меры». И в скором времени подтвердил свои слова конкретными действиями. Уже в том же 2004-м грузинские военные спровоцировали в Южной Осетии целый ряд крупномасштабных перестрелок.
В 2006 году грузинские силы безопасности взяли под свой контроль Кодорское ущелье в Абхазии – Тбилиси назвал это «полицейской операцией» против вооруженных боевиков.
В докладе европейских экспертов, однако, приводятся слова «проболтавшегося» депутата грузинского парламента о том, что «эта операция позволила установить контроль над важнейшим стратегическим районом, от которого до Сухуми – всего пять минут самолетом».
Один из членов комиссии, сотрудник немецкого Фонда Бергхоффа по изучению конфликтных ситуаций Оливер Воле, считает, что захват Кодорского ущелья стал прологом к эскалации напряжения в 2008 году. Подобных же взглядов держится и Сабина Фишер из парижского Института исследований проблем безопасности ЕС.
«США и президент Джордж Буш, скорее, поддерживали вызывающую позицию грузинского правительства, — подчеркивает французская исследовательница. — Таким образом, у грузинского руководства возникло впечатление, что в случае военной эскалации конфликта Грузия получит американскую поддержку. Именно это чувство и сыграло значительную роль в разразившейся в прошлом году трагедии».
В политическом плане Саакашвили потерпел сокрушительное поражение - комиссия ЕС возложила на него долю ответственности за начало военных действий в августе минувшего года, что стало поводом для оппозиции вновь требовать отставки главы государства.
Съемками американского блокбастера про то, как Саакашвили мужественно отстоял Тбилиси от вторжения русских танков, ситуацию не повернешь вспять.
"Сегодня подмочившему политическую репутацию президенту Саакашвили нужны любые свидетельства прогресса, и нигде они не будут столь очевидны, как на примере стратегически важного маршрута в направлении Запада", - пишет автор публикации в газете Sueddeutsche Zeitung Франк Нингуйзен.
Грузинский президент более всего озабочен строительством трансзакавказской дороги, которая должна соединить берега Каспия с черноморским побережьем.
Дважды в месяц, пишет Sueddeutsche Zeitung, работу дорожников инспектируют представители Всемирного банка - речь идет о больших инвестициях, которые не должны исчезнуть где-нибудь по пути от Каспийского моря в Батуми на Черном море.
До 2012 года планируется завершить строительство многополосного автобана, ставшего для грузинского президента символичным проектом - особенно через год после войны с Россией.
Но тут свои коррективы внес экономический кризис. Долгое время, сообщает издание, показатель экономического роста Грузии составлял 11 процентов. Сейчас - 1,5 процента. Год назад мировое сообщество приняло решение предоставить Тбилиси помощь в размере 4,5 млрд долларов, и 1,7 млрд уже поступило, в основном в качестве бюджетной помощи.
По словам представителя Всемирного банка в Грузии Елены Имнадзе, объем прямых инвестиций в страну с момента начала войны сократился на 80 процентов, хотя Грузия занимает 11 место в рейтинге стран с привлекательными условиями для ведения бизнеса.
Так кому же не доверяют инвесторы? - задается вопросом Sueddeutsche Zeitung. Кавказскому региону в целом, Грузии, в частности, или президенту Саакашвили?
Это может знать такой человек, как Майнгард Труль, генеральный директор компании Heidelberg Cement, крупнейшего германского инвестора в Грузии. По словам господина Труля, Саакашвили сам чинит препятствия инвестициям. Он слишком часто меняет министров, а война с Россией показала, насколько он непредсказуем.
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.