На смену президенту Грузии Михаилу Саакашвили может прийти его кузен Ираклий Аласания. Его ценят в США и уважают многие представители оппозиции. Аласания на месте полпреда в ООН зарекомендовал себя как ярый противник России, но, в отличие от Саакашвили, он готов к диалогу с Абхазией и Южной Осетией. Передача власти от брата к брату - пример "истинной демократии".
Четыре месяца назад завершилась начатая Михаилом Саакашвили война в Южной Осетии. Ее итогом стал провал американской политики в Закавказье, которая была направлена на установление собственного влияния в регионе. Грузия потерпела военное поражение, а ее президенту в Вашингтоне начали подыскивать преемника.
Читайте: Как Саакашвили одурачил Качиньского .
Поиском возможной альтернативы грузинскому президенту занялась и оппозиция. После окончания августовских боев дни Саакашвили в качестве грузинского лидера, казалось бы, сочтены. Тем не менее, он, по-прежнему, продолжает управлять страной. Делать это, однако, ему становится все трудней.
Слухи о том, что США недовольны Саакашвили и готовят замену, в последнее время вновь усилились. Не исключено, что уже в ближайшем будущем страну святого Георгия возглавит новый лидер. Речь идет о двоюродном брате нынешнего грузинского президента по материнской линии Ираклии Аласании. Многим он запомнился попытками обвинить Россию в агрессии в ходе экстренных заседаний Совета безопасности ООН в августе 2008 года.
До недавнего времени Аласания занимал пост представителя Грузии при ООН, однако в начале декабря он подал в отставку. Теперь, как полагают аналитики, он может возглавить оппозиционный президенту блок Республиканской партии и партии "Новые правые". Они потребует проведения в стране досрочных президентских и парламентских выборов.
Читайте: США мешают мирным планам ЕС на Кавказе .
Таким образом, решение оппозиции начать кампанию против Саакашвили означает, что периоду консолидации грузинского общества, начавшемуся во время войны, пришел конец. Если ранее противники президента поддерживали Тбилиси, и не хотели быть обвинены в предательстве национальных интересов, то теперь они развязали себе руки.
Первой это сделала бывший спикер парламента Нино Бурджанадзе, которая обнародовала широкой список вопросов к президенту по поводу войны в Южной Осетии. Перешел в оппозицию и экс-премьер Зураб Ногаидели, объявивший о создании оппозиционного "Движения за справедливую Грузию". Активность этих политиков позволила говорить об их возможных президентских амбициях.
Тем не менее, вероятность того, что Саакашвили сместят не эти фигуры, а именно его кузен, достаточно велика. Аласания - молодой и амбициозный политик 34-летний политик. К тому же в Грузии он пользуется большим авторитетом. Сразу после войны он, согласно многим соцопросам, возглавлял список самых популярных людей страны. Эксперты также склонны считать Аласанию достаточно сильным и умелым политиком.
Ираклий Аласания родился в 1973 году в Батуми. Его отец, генерал Мамия Аласания (дядя Саакашвили) погиб во время штурма Сухума в начале 1990-х годов. Ираклий с отличием окончил факультет международного права Тбилисского государственного университета. В 1994-1996 годах проходил обучение в Академии безопасности Грузии. С 1994 по 1998 год работал оперативным сотрудником, руководил направлением Министерства государственной безопасности Грузии.
В 1998-2001 гг. Аласания работал в МИД. С 2001 по 2002 год – второй секретарь посольства Грузии в США, Канаде и Мексике. С 2001 по 2002 – руководитель Службы по вопросам безопасности Совета национальной безопасности Грузии. После избрания президентом Грузии Михаила Саакашвили некоторое время являлся заместителем министра обороны страны. С октября 2004 года был объявлен премьер-министром правительства республики Абхазия в изгнании. С 2006 года Ираклий Аласания занял должность постпреда Грузии при ООН.
Немаловажным достоинством молодого политика является также и то, что Абхазия с Южной Осетией видят в нем фигуру, способную принести на Кавказ долгожданный мир. У Аласании доверительные отношения с руководством Абхазии. По словам руководителя МИД Абхазии Сергея Шамбы, Ираклий – один из немногих грузинских политиков, которому Сухум доверяет, и с кем можно иметь дело при любом уровне отношений.
В пользу бывшего постпреда Грузии в ООН говорит и тот факт, что его хорошо знают в США. Он имеет связи, как в демократических, так и республиканских кругах. Более того, заместитель помощника госсекретаря США Мэтью Брайза называет Ираклия Аласанию своим личным другом.
О своей отставке с поста постпреда Аслания объявил еще 4 декабря. По его словам, после 10 декабря он приедет в Тбилиси и подробно расскажет о причинах добровольного ухода в отставку. Не исключено, что его рассказ станет не меньшим ударом по режиму Саакашвили, чем недавние заявления бывшего посла Грузии в РФ Эроси Кицмаришвили.
Между тем, вопрос о том, является ли Аласания самостоятельным политиком или очередной креатурой США остается открытым. Не исключено, что Белый дом уже обсудил с Саакашвили его возможную отставку и уже подыскал ему преемника в лице родственника. Впрочем, ответ на этот вопрос последует сразу, как только Аслания получит власть. Показательным тестом его профпригодности станет все тот же вопрос с независимостью Абхазии и Южной Осетии.
Пока Аласания, как и все грузинские политики, не теряет надежды на воссоединение этих территорий с Грузией. Но, в отличие от нынешнего курса Тбилиси на силу, он возлагает надежду на дипломатические и экономические средства. Насколько его действия окажутся независимыми и успешными - покажет время. Но есть подозрение, что Аласания станет такой же политической пешкой США, как и его брат Михаил Саакашвили.
Своеобразная демократия получается: передача власти от одного кузена к другому. Кажется, когда брат (пускай двоюродный) передаёт власть брату, это называется монархией. Но с западной демократией, где монархи могут быть наделены лишь декоративными функциями, возможные будущие события в Грузии явно ничего общего не имеют.
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.