То, что Грузия – страна непредсказуемая, многие убедились . Здесь симпатии мгновенно сменяются антипатиями, любовь ненавистью, враги превращаются в друзей и наоборот. Все те же люди, которые свергали режим Шеварднадзе теперь выступают против Саакашвили, все те же люди, которые выбрали проамериканский курс теперь обвиняют правящие силы в том, что они своей политикой "отдалили Грузию от НАТО и поставили страну в состояние холодной войны с Россией".
Четвертую годовщину «революции роз» (23 ноября) предваряет митинг окрепшей оппозиция. Объединенная грузинская оппозиция выдвигает лозунг: «Грузия без президента», и основным ее требованием является проведение парламентских выборов в конституционные сроки – в апреле 2008 года, а не осенью 2008 года, как это предусмотрено поправками, внесенными в Конституцию Грузии в конце прошлого года и освобождение всех политзаключенных. На митинг, как и ожидалось, пришли почти 100 тыс. человек. Власть, на первый взгляд сохраняет спокойствие, ограничившись лишь заявлением, что на компромисс с оппозицией – не пойдет.
Однако сначала Саакашвили использовал апробированную карту – обвинил северного соседа во всех существующих в стране проблемах, в результате до предела накалилась ситуация на границе с Абхазией, но завершилось все праздничным концертом в поддержку патриотов, которых задержали российские миротворцы. Затем власть переключилась на врагов внутренних – были избиты в регионах оппозиционеры, проколоты шины на машинах, чтобы люди не смогли приехать на митинг и выдворен из страны Окруашвили, с заявления которого и началась волна протеста.
Оппозиция объединилась, но место лидера – вакантно. Логично, чтобы новым фаворитом стал сам Патаркацишвили. Но сам он на митинг – не явился. После раскаяния экс-министра обороны Окруашвили, которого в Грузии считали главным претендентом на «престол», все отчетливей в политической жизни страны замаячила фигура местного олигарха. Власти сначала обвинили его в участии в заговоре с Окруашвили, а потом отстранили от руководства Национальным олимпийским комитетом. К Патаркацишвили можно относиться по-разному, но с понятием благотворительность» и споснсорство» в Грузии ассоциируется именно его имя. Это он начал строительство в горнолыжном курорте Гудаури, отремонтировал здание цирка, профинансировал множество программ, так что в народе ему давно простили, что он поселился в бывшем дворце бракосочетания. Может и поэтому пойти дальше – скажем – арестовать олигарха, или выдать его российским властям (Россия разыскивает бизнесмена с середины 1990-х годов за мошенничество в особо крупных размерах) власти Грузии не отважились. Заместитель председателя парламентской комиссии по юридическим вопросам Гига Бокерия ( друг и соратник Саакашвили) заявил, что «Патаркацишвили координировал скандал, поднятый Окруашвили. Но мы не видим никаких оснований для юридического преследования Патаркацишвили».
Сам же Патаркацишвили «жать на тормоза» пока не намерен. После скандала с Окруашвили, он заявил, что не собирается оправдывать желания властей – покидать Грузию, и намерен финансировать оппозицию. Он передал свою долю акций в телерадиокорпорации «Имеди» американской компании NewsCorp, которая продолжает откровенную оппозиционную политику. Поддержали революционные идеи Патаркацишвили и США. Госсекретарнь США Метью Брайза заявил, что США приветствуют решение бизнесмена Патаркацишвили финансировать грузинскую оппозицию, поскольку это подтверждает наличие демократии в Грузии.
Сам же Патаркацишвили посредством своего телеканала «Имеди» шагнул прямиком в политику. Может, потому и шагнул, чтобы отстоять право заниматься бизнесом, уж очень беспардонно власти отбирают бизнес – активы у грузинских бизнесменов. Он заявил, что намерен создать свою партию. Программа партии – пока неизвестна, ясно, что она будет оппозиционной. По имеющийся информации, одним из лидеров новой партии станет известный журналист телекомпании "Имеди" (совладелец Бадри Патаркацишвили) Георгий Таргамадзе, который раньше слыл приближенным бывшего руководителя Аджарии Аслана Абашидзе и был депутатом от его партии "Возрождение Грузии".
Несколько лет назад Таргамадзе ушел из политики со словами: "Я патриот и поэтому ухожу из политики, однако обязательно вернусь". Когда мы встречали с Георгием после «революции роз», он был одним из немногих, кто не отрекся от сверженного своего покровителя Абашидзе. По некоторым данным, будущими активистами партии могут стать экс-госминистр в правительстве Шеварднадзе Автандил Джорбенадзе и экс-министр энергетики Паата Николеишвили.
Вспоминается, комментарии политологов четырехлетней давности, мол в Грузии произошла не революция, а конфликт «отцов и детей». Молодые демократы сменили коррумпированных, с советской ментальностью чиновников. Но, можно ли отказаться от власти, однажды испробовав ее вкус? Так или иначе, на данный момент экс-чиновники ( а их ряды с легкой руки властей стремительно пополняются) стараются взять реванш, оттеснив на задний план младореформаторов, «опьяненных победой успеха» и забывших о законах мироздания. Скорее всего Патаркацишвили решил обернуть во благо создавшуюся ситуацию Вопрос только во благо для кого – себе, как бизнесмену, или жителям этой уникальной и , увы, многострадальной страны…
Политики и эксперты Грузии по-разному оценивают политические перспективы Бадри Патаркацишвили. "Бадри Патаркацишвили - игрок, но пока окончательно нельзя спрогнозировать будет ли он в открытой политической борьбе или нет", - считает политолог Рамаз Сакварелидзе. Один из лидеров оппозиционеров Каха Кукава заявил: "Патаркацишвили должен сам решить, как развивать свою политическую карьеру. Но для нее есть важное место в политическом спектре". Кто-то считает что Патаркацишвили слишком прагматичен, чтобы ввязаться в политику в Грузии.
Руководитель НПО "Национальное Лобби" Георгий Андриадзе обвиняет Бадри Патаркацишвили в пропаганде антигрузинских идей и называет опасной провозглашенную им идею федерализма.
Представитель патриархии Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) Георгий Андриадзе называет "неприемлемой и антинациональной" идею Патаркацишвили о федерализации Грузии. Напомним, что патриарх Всея Грузии выдвинул идею восстановления в стране грузинской монархии, которую поддержала часть грузинской оппозиции.
И судя по всему главный вопрос для Грузии в ближайшее время будет заключаться не в том, - кто возглавит оппозицию, как сложатся отношения между властью и оппонентами, а в единстве страны, которая являлась болевой точкой страны на протяжении веков. Только в 1783 году Ираклий II, на которого стремиться быть похожим Саакашвили объединил страну, подписав Георгиевский трактат с Россией, которую затем обвинили в оккупации.
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.