События последних дней вокруг Южной Осетии спровоцировали очередной (который уже по счету!) кризис в отношениях между Россией и Грузией. Однако впервые Москва на официальном уровне признала право Южной Осетии на самоопределение. И не только признала, но и заявила об этом во всеуслышание.
Новый виток разногласий между Россией и Грузией начался во время ротации российского миротворческого контингента в зоне грузино-осетинского конфликта. В Тбилиси сочли, что передислокация российских военнослужащих через Рокский тоннель, соединяющий Северную и Южную Осетию, незаконна. Незаконна по той причине, что грузинские власти этот тоннель не контролируют. Более того, по мнению Тбилиси, военнослужащие должны были оформить визы для пребывания на территории Грузии, в которой Южную Осетию иначе как Цхинвальским регионом не называют. В результате российских миротворцев на официальном уровне назвали «уголовными преступниками».
В Москве отмалчиваться не стали. Официальный представитель МИД РФ Михаил Камынин выступил с довольно резкой отповедью в адрес грузинских властей.
«Прохождение личного состава и техники миротворцев через Рокский тоннель осуществлялось в соответствии с решениями Смешанной контрольной комиссии, - подчеркнул дипломат. - В установленном порядке дважды - 24 апреля и 11 мая - о ротации были уведомлены сопредседатели комиссии». По словам Камынина, ротация беспрепятственно осуществлялась с 1992 года, когда были сформированы смешанные миротворческие силы. По словам дипломата, Грузия сама неоднократно нарушала эти договоренности.
«Что касается требования Тбилиси оформлять визы для миротворцев, то мы решительно отвергаем обвинения в том, что проведенная ротация является вызовом Грузии, очередной демонстрацией неуважения к ней, - цитирует Камынина ИТАР-ТАСС. - Россия далека от намерения пытаться ущемить государственный суверенитет этой страны, унизить ее национальную гордость». Необходимо учитывать «то обстоятельство (а грузинские партнеры сознательно его игнорируют), что территория Южной Осетии в настоящее время неподконтрольна Тбилиси, она является зоной конфликта, режим которой определяется и контролируется СКК и подчиненными ей ССПМ». В этих условиях «абсурдно требовать получения миротворцами грузинских виз для исполнения своей миссии в зоне конфликта».
«Мы с уважением относимся к принципу территориальной целостности, - отметил дипломат. - Но пока эта целостность применительно к Грузии - скорее возможное состояние, чем наличная политико-правовая реальность». По его словам, «создать ее можно только в результате сложных переговоров, при которых исходная югоосетинская позиция, как мы понимаем, базируется на не менее признаваемом в международном сообществе принципе - праве на самоопределение».
«Если грузинская сторона действительно заинтересована в согласованном решении, то путь к нему открыт через предложенную СКК работу над совместной программой урегулирования грузино-осетинского конфликта», - заявил официальный представитель МИД РФ.
ЗаявлениеМихаила Камынина не могло не вызвать реакции в Тбилиси. Госминистр по урегулированию конфликтов Георгий Хаиндрава (в понимании которого Россия – « фашистская страна »), заявил, что Москва ставит под вопрос территориальную целостность Грузии. Впрочем, об этом грузинские власти говорят и без заявлений российского МИД по каждому удобному и неудобному поводу…
Между тем президент непризнанной республики Эдуард Кокойты заявил в интервью агентству «Интерфакс», что «самое ближайшее время мы подадим документы в Конституционный суд России, доказывающие тот факт, что Южная Осетия вошла в состав Российской империи вместе с Северной Осетией как единое целое, но никогда не выходила из состава России».
«Есть все документы о нашем вхождении в состав России, но нет ни одного юридического документа или же обращения народа о выходе», - заявил Кокойты.
Как уже отмечалось выше, российские власти едва ли не впервые так открыто признали право Южной Осетии на самоопределение. Очевидно и то, что подобное заявление в очередной раз вызовет в Грузии вспышку антироссийской истерии. Зачем, казалось бы, подливать масла в огонь и без того крайне напряженных отношений между двумя странами?
Но если вдуматься, ничего из ряда вон выходящего Михаил Камынин не сказал. Если Черногория (уже) и Косово (практически наверняка) могут отделиться от Сербии (путем референдума или как-то иначе), то почему этого не могут сделать Южная Осетия, Абхазия или Приднестровье? Разумеется, последуют возражения со ссылками на Чечню. Но проблема в том, что приднестровцы и осетины не совершали бандитских рейдов по приграничным районам Молдавии или Грузии и не похищали людей ради выкупа. К тому же, все непризнанные республики на постсоветском пространстве де-факто независимы на протяжении последних 14-15 лет.
Впрочем, в понимании Брюсселя и Вашингтона что можно косоварам, того нельзя осетинам и абхазам. Или приднестровцам. Как заявил сегодня в Кишиневе действующий председатель ОБСЕ , министр иностранных дел Бельгии Карел де Гухт, Косово и Черногория не могут служить прецедентом для Приднестровья. Он выразил надежду, что конфликт в Приднестровье будет решен с соблюдением принципа суверенитета, территориальной целостности и неприкосновенности границ Молдавии. Нет оснований полагать, что подобная позиция ОБСЕ (да и Евросоюза вкупе с США) не распространяется и на Грузию.
P.S. Положением в Южной Осетии озаботился Вашингтон. Посол США в Грузии Джон Теффт заявил после встречи с госминистром Георгием Хаиндравой, что намерен немедленно проинформировать администрацию США о сложившейся обстановке в Южной Осетии.
«Я получил от Георгия Хаиндравы информацию о создавшейся обостренной обстановке, о чем я немедленно поставлю в курс дела Вашингтон», - цитирует посла «Интерфакс».
Джон Теффт добавил, что «Соединенные Штаты всегда будут придерживаться политики мирного урегулирования конфликта».
Олег АртюковНадо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.