Председателем ЕС на ближайшие полгода станет Чехия. В России боятся того, что социалистическое прошлое этой страны и стремление разместить ПРО дадут о себе знать, и отношения России и Евросоюза могут резко ухудшиться. Боятся чешского председательства и в Западной Европе. Однако не так страшна Прага, как её малюют… Тем более, что во главе ЕС окажется человек, прекрасно говорящий по-русски.
Председателем ЕС на ближайшие полгода станет Чехия. Она станет второй после Словении бывшей социалистической страной, которой достанется эта почётная миссия и одновременно нелёгкая ноша. Выбор неслучаен – дело в том, что чехи значительно более зажиточные, чем Польша, Венгрия, страны Прибалтики и братская Словакия. По уровню ВВП на душу населения она уже обогнала Португалию и Грецию и почти достала Испанию. Тем не менее, чешского председательства боятся практически все…
Многие в России опасаются того, что в ближайшие полгода проявят себя комплексы бывшей социалистической страны. Чехия может использовать своё председательство для сведения счётов за события 1968 года и предъявления к России претензий, вплоть до материальных. Кроме того, чешское руководство может попытаться протащить на уровне ЕС решение о размещении на своей территории радара системы ПРО, что российскую сторону также устроить не может.
Читайте: Непредсказуемый новичок зоны евро .
В свою очередь, опасения стран Западной Европы выразила английская газета The Financial Times. По её мнению, не может не беспокоить нестабильность правящей коалиции и усиление популярности оппозиции, с которой не удалось найти общий язык в плане поддержки ею чешского председательства. С её же подачи повис в воздухе вопрос продлении мандата чешских зарубежных военных миссий. В любой момент в Праге может вспыхнуть правительственный кризис, что в таком случае неминуемо отразится на всём ЕС.
Но так ли страшна Прага, как её малюют? Конечно, не в смысле достопримечательностей, где с чешской столицей мало какой город может тягаться, а в смысле поведения чешских политиков. Опасение насчёт комплекса «бедного родственника», ходящего по ЕС с протянутой рукой, беспочвенно. Чехия практически не имеет внешних долгов, и траты Евросоюза на подтягивание её экономики к среднему по ЕС уровню не так уж велики. Её фирмы успешно конкурируют на мировом рынке, а её граждане не ездят на заработки за рубеж. Наоборот, сама Чехия сталкивается с наплывом гастарбайтеров.
Что касается политики, то здесь всё сложнее. То и дело из уст депутатов и министров доносятся слова о «страшном наследии социализма» и необходимости противостоять имперской мощи России. Премьер-министр Мирослав Тополанек давал понять, что радар ПРО направлен не только против иранских ракет, но и на сдерживание России. В чешской политической элите до сих пор царит культ событий 1968 года. В ней до сих пор сильно восприятие России и русских как воплощения всего самого ужасного, так что российские опасения имеют под собой некоторую почву.
С другой стороны, поведение президента Вацлава Клауса развеивает многие опасения. Так, он ещё два года назад снял с повестки дня вопрос о материальных компенсациях за 1968 год. В отличие от политических элит Польши, Украины и стран Прибалтики, большинство чешских политиков не намерены требовать от России компенсации за «советские времена». Это один из показателей зрелости данной страны во всех отношениях. Разумеется, нельзя не учитывать и тот фактор, что в отличие от этих стран-неудачников, неспособных выстроить эффективную экономику, Чехия прекрасно справляется с собственными финансовыми проблемами сама. Без попыток пожить за счет «спонсора».
Во время конфликта в Южной Осетии он прямо заявил, что агрессором была Грузия, и нечего всё сваливать на Россию. Он отказался от пышного отмечания 40-й годовщины подавления Пражской весны в угоду царившей в августе 2008 года на Западе конъюнктуре. Клаус выступил против независимости Косово и осудил собственного премьер-министра, поспешившего признать мятежный край. Кстати, президент Клаус прекрасно говорит по-русски, что не стесняется при случае демонстрировать.
Читайте: Неожиданный союзник России .
Конечно, остаётся вопрос о ПРО, сторонником которой чешский президент был и остаётся. Однако он не готов проталкивать эту идею любым путём, и даже снял соответствующий законопроект с голосования в нижней палате парламента. 70% чехов выступают против радара, и президент не может с этим не считаться. Большинства среди депутатов у сторонников ПРО нет, а популярность в стране набирают как раз те партии, которые относятся к спорному объекту или резко отрицательно, или скептически.
Теперь об опасениях внутри самого Евросоюза. Европейцев пугает то, что в нижней палате парламента правящая коалиция и оппозиция имеют ровно по 100 мест, и любое решение принимается со скрипом. Но на этот счёт есть проверенный выход – досрочные парламентские выборы. Безвластие Чехии не грозит, и с председательской ношей она вполне может справиться. Даже если у неё не будет премьер-министра, остаётся президент. Но тут следует ещё один вопрос…
Дело в том, что Клаус – главный противник углубления интеграции в рамках ЕС. Он демонстративно отказался ставить на голосование в парламенте Лиссабонский договор, и нанёс визит в Ирландию – страну, провалившую документ на общенациональном референдуме. При этом нельзя сказать, что чешский президент – это непонятно кто, саботирующий волю ЕС. Это человек, проведший в 1990-е гг. самые успешные реформы по переходу от социализма к капитализму. Он – не серый бюрократ и не чистый демагог, за ним стоят реальные дела, пусть даже и собственный народ относится к нему неоднозначно.
Получается, что многое зависит от того, кто станет председателем ЕС – Клаус или премьер Тополанек. А теперь глянем на последнего. Он очень напоминает предыдущего председателя Евросоюза – президента Франции Николя Саркози. Та же любовь к США, тот же первоначальный отрицательный настрой к России, та же очень бурная личная жизнь, которую наперебой обсуждает вся страна. Однако когда пришёл Саркози, ничего страшного для отношений Россия-ЕС не произошло. Так что жизнь может заставить измениться и похожего на него по характеру главу чешского правительства.
И опасения ЕС по поводу Клауса также кажутся напрасными, особенно во время кризиса. Президент Клаус уже однажды показал, как надо выходить из тяжёлой экономической ситуации, вызванной сменой социально-экономического строя. Нынешняя неурядица, безусловно, станет вызовом для чешского председательства. Но именно у Чехии как ни у какой другой страны Европы есть отличный опыт выхода из трудного положения. Тем более, что чешская экономика, в отличие от Польши, Венгрии или Прибалтики, не находится на грани дефолта и справляется с влиянием мирового кризиса неплохо.
Кроме того, отношения с Россией Чехия неминуемо объявит своим приоритетом во время председательства. Прага очень сильно зависима от поставок российских нефти и газа, она всячески стремится привлечь как можно больше щедрых российских туристов. К тому же именно в России Чехия видит главный рынок сбыта своих товаров – от знаменитого пива, мясных паштетов и обуви Baťa до хрустали и автомобилей Škoda (отметим, что и вышеозначенные машины, и многие марки чешского пива уже частично производятся в России).
Сама жизнь обрекает Чехию на то, чтобы посвятить своё председательство выстраиванию отношений с Россией. И сама жизнь вынуждает заниматься строительством общеевропейского дома страну, расположенную в сердце Европы. Безусловно, не все комплексы изжиты, и они то и дело дают о себе знать. Но председательство Чехии в ЕС – это отличная возможность искоренить их и приблизиться к подписанию базового соглашения между Россией и Евросоюзом. А тот факт, что президент Клаус отлично говорит по-русски, может оказаться дополнительным положительным фактором. Ещё никогда ни один председатель ЕС не говорил с российским президентом по-русски…
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.