Канцлер Германии Ангела Меркель закончила своё путешествие по странам Прибалтики, не добившись никаких результатов. Фактически Меркель затеяла политическую войну с Россией. Но еще ее великий предшественник Отто фон Бисмарк предупреждал: добром это не заканчивается.
Для немецкой педантичности и дисциплины настали трудные времена. Надо соблюсти всё и свой интерес, и приличия, и германское влияние. Но как это сделать, не нарушая единства Европы трудно себе представить. В решительные для Европы времена, когда её косовское решение бумерангом ударило по «демократии», Меркель пустилась в путешествие, которое может для неё закончиться кораблекрушением на очередных выборах.
Читайте: Германия начала большую игру у российских границ .
Имеется в виду балтийское турне немецкого канцлера 25-26 августа. Давно запланированные, рутинные визиты в Стокгольм, Таллин и Вильнюс превратились в пожарные. Вот угораздило опытного политика. Другого не скажешь. Кризис на Кавказе открыл особый, «Кавказский фронт» для Меркель, поскольку затронул такие деликатные и сложные материи как «особые отношения» Германии с Россией. И особое место Германии в Евросоюзе.
В Старом свете ни для кого не секрет, что и в Москве, и в Европе больше прислушиваются к тому, что говорит Берлин, а конкретно, Ангела Меркель, а не Николя Саркози, который приписывает себе план урегулирования конфликта на Кавказе. Именно Меркель занята сейчас попытками выработать единый ответ Европы на действия России на Кавказе в преддверии созываемого 1 сентября в Брюсселе специального кризисного саммита Евросоюза.
После того как президент Дмитрий Медведев подписал 26 августа указы о признании независимости Южной Осетии и Абхазии, сделать это будет легче только на первый взгляд – Европу объединит символика протестов. Европа может бушевать как угодно, но в своё время она сделала свой выбор в пользу Косово, и теперь получает ответный удар, который ставит под сомнение не только её единство, но сам принцип целостности государств, входящих в Евросоюз.
Читайте: Германия и Австрия хотят перекроить карту Европы?
В Берлине уже прекрасно понимают, что дело теперь не в конфликте вокруг Южной Осетии и Абхазии, а в гораздо большем - в конфликте между Россией и НАТО. Европа озадачена тем, что Россия, которую они считали поверженной, обретает силу и, несмотря на окрики, занимает соответствующее ей место в глобальной политике. Подобного рода рецидивы происходили в истории взаимоотношений России и Европы уже много раз.
Уже стало ясным, что никакого утраченного пространства в мировой политике России не уступит. Вопрос сейчас в том, какой ценой может быть оформлено «российское возвращение». У Меркель большая проблема. Она столкнулась с самым серьезным внешнеполитическим кризисом и для Германии и для Евросоюза. Но деловая хватка немки превалирует.
В Таллине 26 августа Меркель заявила, что конфликт в Грузии никак не скажется на планах строительства газопровода "Северный поток", который должен связать Россию и страны Евросоюза. Он, по ее словам, является «стратегическим для Европы проектом". "Северный поток" пройдет по дну Балтики от России от Выборга до Германии - конечный пункт Грайфсвальд.
Меркель сейчас приходится лавировать. Для сохранения европейского лица ей надо учитывать истерию прибалтов, недовольных российской политикой скандинавов и Британией, у которой к России свои счёты. При этом учитывать интересы Франции, которая не прочь наказать Москву, но исключительно для того, чтобы поднять свой авторитет в деле урегулирования кавказского конфликта, а еще и Рима, который не видит в действиях Москвы ничего осуждающего. Кроме того, создать впечатление солидарности администрации США но без каких- либо проявлений антироссийской позиции.
И, конечно, не забывать и мнение России. Это все-таки главный экономический партнер Германии на востоке Европы и можно сказать родственник по газовой трубе. При всем этом ей приходится еще, и оглядываться домой, где, скорее всего, поздним летом или осенью 2009-го должны состояться очередные всеобщие выборы.
Меркель, вероятно, будет главным кандидатом от своего Христианско-демократического союза, а ее главным противником станет, скорее всего, нынешний министр иностранных дел в коалиции, социал-демократ Франк-Вальтер Штайнмaйер. СДПГ выступает за то, чтобы диалог с Россией продолжался. Она хорошо понимает, что надо выбирать или экономическое процветание своей страны или сочувствие политическим карликам в Европе и «друзьям по Евросоюзу», которых приняли в угоду Вашингтону. Головная боль, которую трудно унять.
Кавказ поставил вопрос для канцлера - как дальше жить с Россией. По всей видимости, мадам канцлер хочет пройти по лезвию ножа. С экономических позиций получить максимум энергетической независимости и пропустить через Германию российский газ в Европу, с другой политически придавить российское руководство своим решением поддержать предоставление Грузии Плана действий по членству в НАТО.
Она об этом прямо заявила в Стокгольме, хотя на натовском апрельском саммите в Бухаресте, Берлин и Париж считали выдачу Тбилиси «путевки» в НАТО преждевременной. Но в любом случае вступление в НАТО навряд ли произойдет при Саакашвили. При всей разнице позиций и в Берлине, и в Париже, и в Лондоне не хотят иметь в НАТО «партнера», который запросто может втянуть блок в войну с Россией.
Одновременно Меркель явно хочет «интернационализировать» конфликт на региональном уровне. Она, например, уже выступила с инициативой провести региональную конференцию по урегулированию с участием соседей Грузии. В их число по одним ей ведомым причинам включила Армению, Азербайджан, Украину, Молдавию, Казахстан и Туркмению. Россия в число приглашенных не входит.
Этот вопрос Меркель уже передала для рассмотрения французскому президенту как председательствующему в ЕС. Поскольку Франция уйдет с поста в декабре, то конференция, скорее всего, может состояться уже осенью. Россия и раньше заявляла, что в принципе не против обсуждения статуса Абхазии и Южной Осетии на международном уровне. Тут, правда, не совсем понятно успеют ли такую конференцию подготовить. И вообще что она будет решать, если Россия уже признала независимость Южной Осетии и Абхазии.
Фактически Меркель затеяла политическую войну с Россией. Добром это не заканчивается – об этом ещё 150 лет назад предупреждал великий канцлер и объединитель Германии Отто фон Бисмарк. Возможно, в политических мемуарах после 2009 года она будет писать, что хотела как лучше. Но получилось как всегда.
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.