Подошло время визита Папы Римского в Турцию, который вызвал волну протестов в этой исламской стране. Обычно такие поездки призваны наладить контакт между религиями, но действия Бенедикта XVI нарушают эту логику. В отличие от своего предшественника, он своими тезисами вызывает возмущение у мусульман и, таким образом, способствует столкновению цивилизаций.
Визит главы церкви в любую страну воспринимается обществом как стремление сблизить позиции различных вероучений и людей, следующих им, найти общее в понимании добра и справедливости. Особенно ценны такие поездки, когда главы православной или католической церквей встречаются с мусульманами от имени своей паствы и, исходя из вековых традиций учения о едином Боге, ставят на первое место смысл и уже на второе форму проявления веры.
Поездки Патриарха или понтифика долго и тщательно готовятся. Визиты, особенно в мусульманские государства, с точки зрения создания положительного образа главы церкви, обеспечиваются пропагандистским сопровождением. Этого требует логика религиозных контактов.
Нынешний визит Папы Римского Бенедикта XVI в Турцию нарушает эту логику. Еще в феврале 2006 года Папа принял приглашение президента Турции посетить его страну. Официальный визит был назначен на 28 ноября.
Однако, заявления главы Ватикана в ходе подготовки поездки были восприняты в мусульманском мире как агрессивная критика ислама, чем вызвали бурную реакцию населения Турции. По стране прокатились многотысячные митинги протеста против его визита. Демонстранты несут транспаранты и плакаты «Нет визиту Папы!»
Такой реакции не было ни на один визит глав римско-католической церкви в исламский мир.
Поводом для возмущения послужило выступление Бенедикта XVI за полтора месяца до поездки в университете немецкого города Регенсбург, когда он привел оскорбительные высказывания об исламе византийского императора Мануила Палеолога, который в свое время, страшась гибели от турок-мусульман, искал помощи на Западе, у католиков.
Обращаясь к Папе, он писал: «Покажите мне, что нового принес Мухаммед, и вы найдете злые и бесчеловечные вещи, такие, как призыв мечом нести веру, которую он проповедовал».
Возникает вопрос. Зачем приводить обидную цитату человека, который жил в 14 веке? Для того, чтобы обострить цивилизационный конфликт?
Еще раньше Бенедикт XVI в своих высказываниях полагал, что ислам, в отличие от других религий, несовместим с демократическими принципами из-за неспособности реформироваться. Демократия требует от ислама, говорит он, «радикального пересмотра религиозных установок, что противоречит духу истин Корана в его понимании мусульманами».
Создается впечатление, что Бенедикт XVI реализует теорию специалиста по информационным войнам Хантингтона о столкновении цивилизаций, что предполагает сплочение христиан против «исламизации» Европы.
Еще в 2004 году понтифик высказался против вступления Турции в ЕС, упирая на то, что это мусульманская страна. Папа имеет у католиков публичный имидж «непогрешимости в вопросах вероучения», значит провозглашенный им тезис об агрессивности ислама можно считать официальной позицией католической церкви.
В отличие от Папы Иоанна Павла II, который начал открытый диалог с мусульманами, общаясь на равных, Бенедикт XVI со своим приходом поднимает тезис об опасности ислама и запускает его в виде средневековой цитаты, чем вызывает гнев в мусульманском мире.
В ответ на это турецкие националисты и исламисты требуют не пускать Папу в страну, а отдельные фанатики угрожают терактами. Речи понтифика напоминают мусульманам продуманную политическую провокацию, ставящую своей целью не только доказать правильность выводов о нетерпимости ислама к другим религиям, но и подтвердить невозможность Турции присутствовать в Европейском союзе.
Ничего не скажешь, Бенедикт XVI хорошо подготовился к визиту. Вероятно результаты для Турции тоже будут впечатляющие.
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.