Нынешний политический кризис в Варшаве – личная заслуга братьев Качиньских. За короткое время президент и премьер умудрились превратить Польшу в третьеразрядное государство, полностью зависимое от воли Вашингтона. Стержневым элементом внешней политики братьев стала откровенная русофобия и желание переписать историю.
Странности в польской политике начались в июле 2006 года, когда взоры всего мира были прикованы к чемпионату мира по футболу. При невыясненных обстоятельствах подал в отставку стремительно набиравший популярность премьер-министр Казимеж Марцинкевич, а на его место пришёл брат-близнец президента Польши Леха Качиньского – Ярослав, возглавляющий правящую партию «Право и справедливость». Это стало грубым нарушением обещания братьев не занимать оба высших поста в стране, которое они дали во время парламентских и президентских выборов осени 2005 года.
Поляки ответили на такой экстравагантный поступок руководителей многочисленными майками и значками с надписью «Лёлек и Болек» (Лёлек и Ярек было бы точнее – ред.), а юмористические издания то и дело публиковали фотографии с подписью типа: «Президент и премьер: найдите отличия». Действительно, в новейшей истории Европы факт занятия двух высших государственных должностей родными братьями был из ряда вон выходящим событием. Однако никаких специальных заявлений ни ЕС, ни США не сделали – как будто речь идёт о глубоком средневековье или о какой-то аравийской монархии.
Вслед за приходом к власти «двуглавого Качиньского» начался политический цирк. Не будучи в состоянии справиться с отъездом на заработки на Запад четырех миллионов поляков и обуздать огромную безработицу, Лех и Ярослав начали бесконечные спекуляции на исторические и нравственные темы. Однако запрета гей-парадов и призывов восстановить смертную казнь оказалось недостаточно – осенью 2006 года партия «Право и справедливость» с треском проиграла местные выборы, а по стране прокатились демонстрации с требованием отставки правительства Ярослава Качиньского.
Внешнеполитические «достижения» братьев Качиньских впечатляют ещё больше. Практически без всяких предварительных условий они приняли предложение США разместить на своей территории ракеты-перехватчики системы ПРО. Такое безропотное послушание воле Вашингтона возмутило не только оппозицию (кстати, весьма лояльную США и критически относящуюся к России), но и вице-премьера, лидера партии «Самооброна» Анджея Леппера. Он прямо обвинил Качиньских в полном отсутствии самостоятельной внешней политики и потребовал провести референдум по ПРО.
С этого момента между Леппером и «верховными братьями» пробежала чёрная кошка. Национальный антикоррупционный комитет начал искать компромат на опального вице-премьера и обвинил его в торговле партийными должностями. Ярослав Качиньский в июле отстранил его от власти, но никаких доказательств вины предъявлено не было. В итоге оппозиция потребовала досрочных выборов, а входящие в правящую коалицию «Самооброна» и Лига польских семей отказали братьям в доверии и также потребовали досрочного голосования. В итоге правительство утратило опору на парламентское большинство в Сейме, и преждевременный поход поляков к избирательным участкам стал неизбежен.
Неотъемлемым атрибутом политики Качиньских остаётся откровенная русофобия. Ещё до прихода к власти они критиковали экс-президента Александра Квасьневского за поездку в Москву на празднование 60-летия Победы. Они требовали от Владимира Путина принести покаяния не только за «советскую оккупацию» в 1945-1989 гг., но и чуть ли не за разделы Польши в конце XVIII столетия. Про многовековой польский «дрейф на восток» и участие в Смутном времени в России они «дипломатично» умолчали.
Логическим продолжением русофобии стала борьба с «призраком коммунизма». Начали создаваться списки поляков, которые должны быть подвергнуть люстрации за сотрудничество с коммунистическими властями. При этом критерии определения тех, кому надо запретить доступ на государственные должности, были весьма размыты. С особой страстью Качиньские преследуют бывшего руководителя страны генерала Войцеха Ярузельского, пытаясь объявить военным преступлением введение военного положения в 1981 году и отбирая у него все награды.
Самым постыдным фактом деятельности братьев Качиньских стало закрытие российской выставки в Освенциме. Формально это сделало руководство музея, сославшись на то, что жители Западной Украины образца 1939-1945 гг. назывались в ней гражданами СССР, а не Польши. Тем самым Россию уличили в «непризнании факта оккупации и аннексии» восточных районов Польши по пакту Молотова-Риббентропа, и «вычеркнули» из списка стран-освободительниц Европы от нацизма. Хотя Качиньские не признались в своём участии в борьбе с костями, желание переписать историю они никогда не скрывали.
Вдаваясь в историю, Качиньские не забывали и о современности. При их попустительстве Польша превратилась в настоящий проходной двор для некачественного мяса со всего мира, из-за чего и был запрещён ввоз польского мяса в Россию. Но вместо диалога «Лёлек и Болек» наложили вето на начало переговоров о заключении нового Договора о сотрудничестве и партнёрстве между Россией и ЕС. Потом, когда польская контрабанда обнаружилась и в Германии, они перевели стрелки на недопустимость строительства Северо-Европейского газопровода (СЕГ) и потребовали, чтобы ЕС принял меры против «энергетическогошантажа» со стороны России и заставил Москву подписать невыгодную ей Энергетическую хартию.
Однако вершиной внешнеполитического «творчества» Качиньских стало согласие на размещение ПРО. Несмотря на подозрительное отношение и даже нелюбовь к России, большинство поляков отнюдь не горят желанием видеть у себя ракеты-перехватчики. Любопытно, что в одном из интервью Ярослав Качиньский подставил США, сказав, что система ПРО нужна Польше для того, чтобы навсегда обезопасить страну от «имперских притязаний» России. В общем, никаких Ирана и КНДР или других «стран-изгоев». Правда, кажется, что «младший» Качиньский забыл, что руководит большой, почти 40-миллионной страной, способной защитить себя самостоятельно.
Своей политикой Качиньские умудрились испортить отношения не только с Россией, но и с ведущими странами ЕС. Желание разместить ПРО и прочие антироссийские выпады в какой-то момент перестали находить полную поддержку в Германии, Франции, Италии и Еврокомиссии. В ответ Польша заблокировала принятие нового варианта Конституции ЕС. При этом братья Качиньские снова сослались на «историческое право» и большие потери Польши во Второй мировой войне. Естественно, Евросоюз отверг все претензии «двуглавого польского белого орла».
Кстати, в вопросах истории у Качиньских случился крупный прокол. Они промолчали, когда их соратник Виктор Ющенко объявил празднование 100-летия Романа Шухевича, убившего в годы войны десятки тысяч поляков. Или просто дело в том, что он отрабатывает заказ из Вашингтона, который мечтает нанизать на антироссийскую ось таких непримиримых противников, как поляки и украинские националисты. Кроме того, Лех Качиньский однажды призвал к «крестовому походу» на Александра Лукашенко. Видимо, он забыл, что большинство населения Белоруссии – христиане. А, может, желание присоединить Белоруссию к Польше до сих пор не даёт покоя «историческому сознанию» Качиньских.
Таким образом, близнецы превратили Польшу в третьеразрядную державу. Государство не имеет собственной внешней политики и не может выстроить отношения с соседями. Внутри страны они не могут предъявить избирателям почти ничего, кроме «охоты на коммунистических ведьм». Поляки, видя это, миллионами уезжают на заработки за рубеж. И теперь осенью на досрочных выборах польские избиратели должны сказать – готовы ли они дальше терпеть политический театр двух актёров, или пришло время вернуть Польше достойное место в европейской и мировой политике. И что для них важнее – спекуляции на исторические темы или реальный доход от спокойных (пусть и не дружеских) отношений с Россией.
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.