Германия стала самостоятельным игроком на постсоветском пространстве. Наглядное тому свидетельство – немецкий план по Абхазии, готовность Ангелы Меркель принять Украину в НАТО и скупка Прибалтики. Но истинная цель Германии – возможность диктовать России свои условия, не прибегая к войне. Для этого она и пытается взять российскую территорию в «клещи».
Первым свидетельством значительной активизации немцев на пространстве бывшего СССР стал визит в Грузию и Абхазию главы МИД Германии Франка-Вальтера Штайнмайера. Его страна впервые взяла на себя посредническую роль на Кавказе, раздираемом региональными конфликтами. Она пытается сделать то, что не получилось у США и Евросоюза. Германия полагает, что спор Грузии с Россией может совершенно выйти из-под контроля.
Читайте: Германия и Австрия хотят перекроить карту Европы?
Задача состоит в том, чтобы не дать конфликту развиться – для этого Германия предложила конфликтующим сторонам в Абхазии план из трех этапов. Первым шагом для обеих сторон станет отказ от насилия и воинственных заявлений. Второй этап немецкого плана предусматривает возвращение в Абхазию до 250 тыс. грузинских беженцев. По словам немецких дипломатов, лишь после этого начнется обсуждение третьего этапа, в ходе которого определится юридический статус Абхазии.
В то же время президент Абхазия Сергей Багапш заявил, что его не устраивает план урегулирования грузино-абхазского конфликта, инициированный Германией. Таким образом. турне главы МИД Германии Франка-Вальтера Штайнмайера по Тбилиси и Сухуми завершилось не слишком удачно. Однако некоторые пункты его плана одобрили и в Абхазии, и в России, что дало ему повод заявить о продолжении данной политики.
Столь активная деятельность Германии на Кавказе вызывает ряд вопросов. Понятно, что на первом уровне стоит вопрос о повышении значимости Германии в Европе как регионального лидера и это можно достичь через урегулирования конфликта, решить который никому не удалось. Германия придумала ход, который мог бы увлечь участников конфликта – собрать бригаду спонсоров, которые вложат деньги в экономику Абхазии и Грузии. Тем более, что они находятся на путях доставки энергоносителей из Каспийского региона в Европу.
Читайте: Наследие Гитлера: Германия начала новый натиск на восток?
Вслед за Кавказом особый интерес у немцев возник к Украине. Туда отправилась сама федеральный канцлер Ангела Меркель. Она обсудила с Виктором Ющенко такие моменты, как поставки энергоносителей и заверила в том, что Украине может быть предоставлен статус особого партнёра как Германии, так и ЕС. А вслед за этим она фактически дала понять, что не против вступления Украины в НАТО.
"В Бухаресте было заявлено, и я вновь повторяю: Украина станет членом НАТО. Что другие страны, которые и не являются членами НАТО, и не имеют к этому вопросу какого-то отношения, не должны дискутировать или обсуждать этот вопрос", - сказала Меркель. Тем самым фактически она дала понять, что немецкое решение о недопуске Украины и Грузии к ПДЧ – всего лишь тактическое решение. Однако последствия этого будут самыми что ни на есть стратегическими.
Украина интересна Германии как важное звено в цепочке по поставке энергоносителей в Европу. Кроме того, она представляет собой определённый «буфер» между Россией и ЕС, который необходимо поставить под контроль. Украина является также обширнейшим рынком сбыта для немецких товаров, и безбрежным источником дешёвой рабочей силы для немецких компаний. Установления контроля над Украиной – безусловно, огромный козырь в переговорах с Россией. А слова Меркель о готовности принять Украину в НАТО несомненно приведут к изменению отношений в треугольнике Москва – Киев – Берлин.
Кроме кавказского и украинского направлений, немцы чрезвычайно активны и на прибалтийском. Немецкие компании скупили практически «с потрохами» и Литву, и Латвию, и Эстонию. Тем самым Германия получила полигон для того, чтобы диктовать России условия на этом направлении. В особенности это касается Калининградской области, к которой немцы в силу исторических причин особенно неравнодушны. А прибалты и рады немецкой активности. "Лучше чистить немцам сапоги, чем быть кузницей русских", - считают многие руководители Литвы, Латвии и Эстонии.
Интерес немцев к постсоветскому пространству обусловлен желанием стать региональной сверхдержавой. Многие в Германии комплексуют, что при всей экономической мощи их страна не является постоянным членом Совбеза ООН и не проводит глобальную политику на всех направлениях. Так что после преодоления последствий объединения страны они сочли, что настал час нового «натиска на восток» - на сей раз уже не военного, как при Гитлере, а политического и экономического. А потом уже приступать к "освоению" и других направлений.
В германских политических кругах бытует мнение, что немецкое руководство всё крепче привязывается к российским интересам и ведет соглашательскую политику с Москвой. Это, в свою очередь, может впоследствии привести к несамостоятельности. А значит, настало время найти слабое место и превратить германские инициативы в орудие сдерживания российской активности. А заодно и вспомнить о силе Германии, способной вести свою собственную политику на всех направлениях, не советуясь с США и зачастую опережая их.
Сотрудничая с Россией, немцы ищут звено, ухватившись за которое они могут уравнять российско-германские отношения, поставить Россию в зависимость от своих предложений, а впоследствии мягко шантажировать Москву в энергетической и иной сфере. Тонкая игра - вот что значит старая европейская политика. Никаких белых ниток, как у американцев. Уже очевидно, что Германия становится самостоятельным игроком на постсоветском пространстве. И это - реальность, которую придётся учитывать всем. И, в первую очередь, России.
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.