В Евросоюзе разгорелся скандал с историческим уклоном. Представители Польши, Литвы и Эстонии отказались одобрить документ, предусматривающий уголовную ответственность за отрицание холокоста. Вместо этого поляки и прибалты предложили ввести наказание за отрицание преступлений, совершённых СССР под руководством Сталина. В какой-то степени, это напоминает попытку переложить вину «с больной головы на здоровую».
Уже несколько лет Еврокомиссия настаивает на введении уголовной ответственности за отрицание геноцида евреев в годы Второй мировой войны. Самыми последовательными сторонниками этой идею выступают Германия и Австрия – правовые наследницы Третьего рейха. Едва начав председательство в ЕС, немецкое руководство объявило принятие документа своим приоритетом. Но теперь его заблокировали новые члены Евросоюза.
Согласно документу, предлагается ввести тюремное заключение на срок от одного до трёх лет для тех людей, которые публично призывают к ненависти и насилию по расовому, религиозному или национальному признаку. Приговоры будут выноситься и в отношении тех, кто отрицает или приуменьшает значение геноцида и преступлений против человечности, в том числе холокоста. Казалось бы, что можно против этого возразить? Но у Польши, Литвы и Эстонии проявилось своё, особое мнение.
Документ был этими странами отвергнут. В который уже раз полякам и прибалтам хочется потребовать от России материального возмещения оккупации. И вот они решили внести свой вклад, затронув в документе совершенно другую тему и приравняв к холокосту преступления, совершенные сталинским режимом. В этом ряду они упоминают включение Литвы, Латвии и Эстонии в состав СССР, а также отделение от Польши Западной Украины и Западной Белоруссии.
Действительно, в сталинском руководстве сидели не ангелы. Население прибалтийских стран и присоединённых к СССР районов довоенной Польши подверглось массовой депортации в Сибирь, а польские офицеры были расстреляны в 1940 году в Катынском лесу. Но всё это делалось отнюдь не по национальному признаку, а по классовому. При этом расстрел польских офицеров вполне мог быть местью за лагеря пленных красноармейцев в 1920 году – товарищ Сталин в свое время был послан Совнаркомом на польский фронт и мог иметь на поляков зуб. Но разве национальный герой Польши маршал Юзеф Пилсудский не создавал под Брестом свои лагеря?
Во многом здесь также дело в нынешнем руководстве Польши, Эстонии и, отчасти, Литвы. Они взяли курс на откровенную русофобию и обвинение России во всех смертных грехах, для чего постоянно используют спекуляции на исторические темы. В этих странах судят своих руководителей советского времени. Самым громким стал процесс над 84-летним бывшим президентом Польши Войцехом Ярузельским.
Но нельзя исключить и такой вещи, как перекладывание ответственности «с больной головы на здоровую». Дело в том, что и поляки, и литовцы, и эстонцы сами отличились в массовом уничтожении евреев. В Польше и Литве не любят вспоминать, что в Варшавском гетто и концлагерях Майданек и Треблинка наряду с немецкими карателями действовали польские, а в Вильнюсском гетто – литовские изверги. В Эстонии (как и в Латвии) местные нацисты «почти окончательно» решили еврейский вопрос, а также поучаствовали в зверствах на территориях Псковской, Ленинградской и Новгородской областей, где издевались над русским мирным населением.
Судя по всему, руководители Польши, Литвы и Эстонии просто испугались разговора о самых тёмных и неприглядных страницах своей недавней истории, и попытались перевалить на Россию и Сталина вину за собственные злодеяния. Наглядный пример тому – борьба с российской экспозицией в концлагере Освенцим. Но выживших узников концлагерей вряд ли можно убедить в том, что во всём виноваты освободившие их советские войска. Точно так же прибалтам и полякам не удастся вычеркнуть из истории собственное участие в преступлениях против человечности.
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.