Год назад завершилась война в Южной Осетии. По окончании боевых действий западные политики начали наперебой ругать Россию за "непропорциональное применение силы".
Некоторые пошли ещё дальше, переставив всё с ног на голову и назвав Россию "агрессором", а Грузию – "жертвой". Президенты же Украины, Польши, Литвы, Эстонии и премьер Латвии уже 12 августа, в день окончания войны, совершили демонстративный визит в Тбилиси.
Однако уже на следующий день, 13 августа, раздался первый в Европе голос, который прямо заявил о том, что войну развязала Грузия. Голос премьер-министра Словакии Роберта Фицо (там, как и в Германии, внешнюю политику определяет глава правительства).
Читайте: Словакия: главный союзник России в центре Европы .
Учитывая, что речь идет о лидере страны, незадолго до этого (в 2004 г.) вошедшей в ЕС и НАТО и бывшей участницей соцлагеря, это удивило многих.
"Военный конфликт на Кавказе спровоцировала Грузия. Я бы не стал рассматривать ситуацию исключительно в черно-белых тонах, как кто-то пытается её представить. Что один хороший, а другой – плохой. Но кто спровоцировал ситуацию – мы видим. Потом наступила реакция, и эта реакция была очень сильной", - сказал тогда Фицо.
"Государства – члены ЕС, признавшие суверенитет Косово, должны иметь убедительные аргументы, чтобы объяснить, какая разница между провозглашением независимости Косова, с одной стороны, и Абхазии и Южной Осетии – с другой.
Нельзя забывать негативную роль Грузии в конфликте", - отметил он уже спустя две недели, когда Россия признала независимость двух республик.
(Кстати, Словакия – одна из пяти стран Евросоюза, до сих пор не признавшая независимость Косово. Кроме неё, этого не сделали Испания, Румыния, Греция и Кипр).
Особо примечателен тот факт, что 21 августа 2008 г. Словакия (вместе с Чехией) готовилась отметить 40-летие вторжения советских войск и войск других стран Варшавского договора в Чехословакию.
На фоне только что закончившейся войны на Кавказе вполне можно было устроить антироссийский спектакль с привлечением Саакашвили, Ющенко и других "новых жертв российского империализма".
Но ничего такого не случилось. Президенты Чехии и Словакии встретились в Братиславе, а премьеры – в Праге. Прозвучали слова о том, что четыре десятилетия назад было остановлено движение чехов и словаков к свободе.
И всё. Никаких рассуждений о российском империализме, никаких тусовок с участием ветеранов борьбы с СССР вроде бывшего помощника президента США по нацбезопасности Збигнева Бжезинского…
Так вот, довольно неожиданно, самой пророссийской страной на евразийском пространстве оказалась Словакия. Но если присмотреться внимательней к внешнеполитической линии ее премьера, удивление исчезнет.
Читайте: Цветная контрреволюция .
Придя к власти в 2006 г., Фицо подверг резкой критике одностороннюю ориентацию своего предшественника Микулаша Дзуринды на США, ЕС и НАТО. (Кстати, одним из первых решений Фицо был вывод словацких войск из Ирака).
Досталось предшественнику и за невнимание к России. "Мы однозначно отвергаем одностороннюю ориентациюСловакии на Запад. Я убеждён, что Словакия должна иметь дружеские связи с Украиной, Россией, Китаем", - сказал Фицо летом 2006 г.
И действительно, российско-словацкие отношения стали развиваться более интенсивно. Фицо дважды побывал в Москве (2007 и 2009 гг.), а в апреле 2008 г. Братиславу посетил бывший тогда премьером России Виктор Зубков. И результатом диалога стало, например, участие Росатома в модернизации словацких АЭС "Богунице" и "Моховце"…
О своём отношении к России Фицо высказывался вполне определённо. "Я лично и правительство под моим руководством не принадлежим к тем, кто сегодня пытается целенаправленно демонизировать Россию и её руководство.
Я считаю, что тесное сотрудничество между нашими государствами является взаимообогащающим, продвигает нас вперёд, а потому мы будет идти дальше", - цитирует его слова, прозвучавшие в апреле прошлого года, РИА Новости.
А за год до этого словацкий премьер раскритиковал желание Польши и Чехии разместить у себя элементы американской системы противоракетной обороны (ПРО). В 2007 г. он в интервью польской газете Rzeczpospolita объяснил свою точку зрения.
"Словакия - член НАТО и ЕС. Если бы размещение базы было инициативой обеих этих структур, призванной обеспечить безопасность Европы, у нас не было бы
Считаю, что недооценивается необходимость в диалоге по этому вопросу как с ЕС, так и с Россией. Двусторонний проект считаю неприемлемым. Он создаёт ненужную напряженность в отношениях ЕС с Россией", - отметил он.
Испытанием для российско-словацких отношений стала и "газовая война" между Россией и Украиной в январе 2009 г. В результате перекрытия транзита газа в Европу украинскими властями Словакия, более чем на 90 процентов зависимая от поставок из России, пережила настоящее бедствие. Сотни тысяч людей замерзали в своих домах, предприятия встали.
Казалось бы, отличный повод обвинить во всём Россию, как делали это многие на Западе. Однако Фицо вновь повёл себя "нетрадиционно". 2 февраля этого года он заявил о готовности допустить "Газпром" в совместное предприятие, занимающееся распределением газа внутри Словакии.
Премьер выступил за подключение своей страны "к северной системе транзита российского газа, не проходящей по украинской территории" ("Северному потоку"). А ответственность за "газовую войну" он возложил на Украину. "На Украине не было заметно ни малейшего желания помочь Словакии", - подчеркнул Фицо.
Читайте: Неожиданный союзник России .
Получается, что словацкий премьер является одним из самых удобных партнёров для России и в Европе, и в Азии. Если вообще не самым удобным.
Он доказывал это не раз. Причем в самые непростые для нашей страны моменты. Будь то разгар переговоров по ПРО или последствия российско-украинской "газовой войны". И, особенно, завершение операции по принуждению Грузии к миру на Кавказе.
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.
Учёные провели исследование, в котором изучали поведение мышей, получавших воду с кофеином и подсластителями. Удивительно, что сочетание кофеина и сахара увеличивает период "свободного хода" у животных, меняя их активность с ночной на дневную. Это открытие поднимает вопросы о влиянии этих веществ на ритмы организма.