Сегодня россиянка Ирина Беленькая, похитившая у своего бывшего мужа-француза трехлетнюю дочь Элизу, должна предстать перед венгерским судом. Пока она находится в СИЗО, ожидая решения: будет ли экстрадирована во Францию или отпущена. Это не первый случай, когда представители распавшихся франко-русских семей выясняют отношения подобным образом. До сих пор тянется дело с отнятой у актрисы Натальи Захаровой дочерью.
12 апреля похищенная во Франции Элиза и ее мать - россиянка Ирина Беленькая были задержаны в Венгрии. В тот момент, когда она пыталась вывезти дочь на Украину.
Сейчас Беленькая находится в камере предварительного заключения, а дочь – в Центре защиты детства. Ее отец, француз Жан-Мишель Андре, получив сообщение об обнаружении дочери, сразу вылетел в Венгрию. Власти решили отдать девочку отцу.
По данным источников из МВД России, Москва не может этому препятствовать, поскольку Ирину Беленькую объявили в международный розыск по обвинению в похищении ребенка и ей грозит экстрадиция во Францию, где она может получить тюремный срок. Впрочем, как заявил сам бывший супруг, он не намерен лишать ребенка матери и не будет настаивать на ее судебном преследовании. Если это случится, то французский ученый-океанограф окажется настоящим джентльменом, поскольку забыть последние два года семейного кошмара очень сложно.
Напомним, что родившаяся в Москве в 2006 г. в русско-французской семье Элиза Андре вместе с родителями переехала во Францию. Однако уже в следующем году после развода она была вывезена матерью в Россию. Осенью 2008 г. из Москвы девочку похитил отец. Он отправился с малышкой во Францию. Через суд добился права опеки.
Но история Элизы на этом не закончилась. Недавно, 20 марта, малышку похитили неизвестные из детского сада города Арль на юге Франции, причем ее отец был жестоко избит. По версии следствия, за этим похищением стоит Ирина. Вскоре Жан-Мишель получил письма оскорбительного характера, в которых сообщалось, что ребенок уже находится на территории России. Отец заявил в СМИ о своем намерении вернуть ребенка во Францию.
Мать и дочь объявили в конце марта нынешнего года в международный розыск, но российские власти дали понять, что, если беглецы, действительно, уже на территории Российской Федерации или там окажутся, оснований на их выдачу не будет. 10 апреля в российском МВД заявили: «Мать Элизы Беленькой добилась в российских судах права на попечение, поэтому находится под защитой наших законов».
Сам Жан-Мишель Андре и власти Франции уверены, что единственным приемлемым решением проблемы остаются «переговоры на семейном или международном уровне». Российские дипломаты призвали французскую сторону действовать в том же направлении.
Но до сих пор никто этим правом не воспользовался. В том числе и потому, что урегулирование подобных бракоразводных конфликтов и их последствий для детей затрудняется отсутствием соответствующих соглашений между Москвой и Парижем.
В то же время министр иностранных дел РФ Сергей Лавров 14 апреля заявил, что решение Венгрии о возвращении Элизы отцу-французу является поспешным. По его словам, Элиза имеет двойное гражданство, причем в похищении ребенка виноваты как отец, так и мать, а значит, решения в пользу одного из бывших супругов неприемлемы.
По словам Сергея Лаврова, «Мы имеем дело с явно непростой, юридической коллизией, когда судебные органы двух государств приняли по одному и тому же вопросу прямо противоречащие друг другу решения».
Впрочем, надеяться на решение вопроса в положительную для Ирины Беленькой сторону нельзя. Дело в том, что Венгрия, принимая решение о выдаче Элизы отцу, руководствовалась законами Евросоюза, в который входят как она, так и Франция.
И случай с Ириной Беленькой уже не первый, когда российские гражданки ощущают себя жертвами французских законов в результате разводов. По данным французских СМИ, к настоящему моменту органы юстиции Франции и России рассматривают около 50 дел о судьбе детей из французско-русских семей.
Самая громкая, несомненно, – история, связанная с судьбой дочери российской актрисы Натальи Захаровой, которую лишили родительских прав во Франции.
Наталья вышла замуж за гражданина Франции Патрика Уари в 1994 году. А в 1996 году супруги разошлись. После развода по суду дочь Мария осталась с матерью, а Уари получил возможность навещать ребенка и забирать его к себе на выходные. Однако в 1998 г. дочь Захаровой вернулась от бывшего мужа в синяках «и в состоянии эмоционального потрясения».
В 1998 г. суд по правам детей решил, что с девочкой жестоко обращались. Но почему-то решил забрать ребенка и у отца, и у матери. Марию передали в приют, откуда в 1999 г. - в приемную семью.
Несмотря на то, что Москва неоднократно проводила консультации с Парижем на самом высшем уровне, это ни к чему не привело. В конце концов, МИД России выступил с осуждением позиции французских юристов. В своем заявлении он отметил: «Дошло до того, что Наталье Захаровой было отказано взять Машу в день ее рождения. Одновременно ведется целенаправленная «работа» по вытравливанию из Маши всего русского, ее фактическому отторжению от матери».
Разумеется, французские законы защищают, прежде всего, своих граждан. И удивляться этому не стоит. Тем не менее, из данной истории кое-кому необходимо извлечь уроки. Многие российские девушки мечтают о зарубежном принце, кто-то - о сытой западной жизни, но, как показывает практика, везет не всем. Особенно, если вы плохо знаете законы той страны, в которой пытаетесь найти ненайденное на Родине счастье.
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.