15 марта Венгрия отмечает 160-летие начала революции 1848 года, которая до сих пор определяет отношения этой страны с Россией. Уроки тех лет не грех помнить всем – тем более, что многие в Венгрии не прочь использовать праздник для заявлений про перекройку карты Европы. Это чревато превращением центра Европы в новую «горячую точку».
В 1848 году почти вся Европа была охвачена революциями. Франция, Германия, Италия, Австрийская империя, Бельгия – вот лишь неполный список. В свою очередь, революция в Австрийской империи разделилась на события в собственно Австрии, Чехии, Галиции (Польше) и Северной Италии. Однако наиболее драматические и кровавые события развернулись в Венгрии, и огромную роль в них сыграла Российская империя, которую революция обошла стороной.
Революция началась с народного восстания в Пеште, которое скоро охватило и другие районе. Его вожди приняли программу буржуазно-демократических реформ. Вопрос упёрся в будущее страны. Венгерские лидеры требовали почти полной независимости от Австрии – две страны связывала бы только личность монарха. Вместе с тем венгры не собирались удовлетворять национальные требования хорватов, словаков, сербов, румын, украинцев и других народов входившего в Австрийскую империю Венгерского королевства.
Нежелание пойти навстречу другим народам Венгерского королевства сыграло с лидерами восстания злую шутку. В итоге хорваты, сербы, словаки и румыны приняли самое активное участие в его подавлении, и помогали Вене. Настоящая война началась осенью 1848 года. Из-за упорного сопротивление венгров она долго не приносила успеха австрийским Габсбургам. Когда в апреле 1849 года Государственное собрание Венгрии низложило Габсбургов, они обратились за помощью к России. И император Николай I охотно предоставил помощь.
В середине XIX века Россия представляла собой значительную силу, способную отстаивать свои интересы в Европе, а поводов вмешаться у Николая было много. Во-первых, он боялся, что революция перекинется на Россию – особенно уязвимым в этом смысле было Царство Польское. Во-вторых, царь был связан с австрийскими Габсбургами Священным союзом. В-третьих, Россия всё больше начинала осознавать себя покровителем славянских народов Австрийской империи. В мае 1849 года на территорию Венгрии вступили войска русского генерала И.Ф.Паскевича, и с этого момента участь восставших была предрешена. Габсбурги с помощью России полностью восстановили контроль над своей империей.
События 1848-1849 гг. надолго определили ход российско-венгерских отношений, и, отчасти, определяют их до сих пор. После преобразования Австрии в Австро-Венгрию венгерские политики играли самую видную роль во всех антироссийских планах, включая и Первую мировую войну. Тень того времени витала и над событиями 1956 года, и над свержением социализма в 1989 году. Она до сих пор продолжает нависать над двусторонними отношениями.
Между тем и у России есть, что припомнить мадьярам. Например, то, что ещё в XI веке венгерские короли отторгли у Киевской Руси юго-западную часть, ныне ставшую Закарпатской областью Украины. Венгры участвовали в военных походах на Русь, которые санкционировала в средние века Католическая церковь. В годы Второй мировой войны солдаты союзной нацистам Венгрии зверствовали на территории бывшего СССР. Да и сейчас на территории Венгрии предполагается разместить мощный радар НАТО, и эти планы не очень широко известны только потому, что их затмевает намерение США поставить радар ПРО в Чехии.
Неплохо бы для венгров было и трезво разобраться в тех просчётах, которые допустили сами лидеры их национального движения. Если бы они учли национальные требования других народов, глядишь, и генерал Паскевич бы к ним не пришёл. А так в Венгрии нашли виноватых на стороне и, как долгое время казалось, не прогадали – во времена Бориса Ельцина российское руководство было готово извиняться даже за то, к чему наша страна вообще не имела отношения.
Слава Богу, сейчас в этом смысле наметился сдвиг. Уже несколько лет премьер-министр Венгрии Ференц Дьюрчань является главным партнёром России в бывших соцстранах Европы. Вершиной этого сотрудничества стало присоединение Венгрии к проекту «Южный поток». Однако России ещё придётся доказывать важность проекта. Лидер правой оппозиции Виктор Орбан не просто выступает против проекта – он называет отношения с Россией «пережитком прошлого».
В связи с событиями вокруг Косово на Венгрию приходится глядеть особым образом. Она оказалась в числе первых, признавших отторжение края от Сербии. Это неудивительно – в соседних с Венгрией районах Сербии, Румынии, Словакии и Украины проживают до 4 миллионов венгров, мечтающих о воссоединении с этнической родиной. Тот же Орбан открыто говорит о необходимости пересмотреть границы. И это отнюдь не мнение маргинала – такую идею в той или иной степени разделяет до половины населения страны.
События тех лет должны послужить уроком и для нынешних политиков. Так, Россия поддержала Габсбургов, которые уже спустя пять лет заняли враждебную ей позицию в Крымской войне, а отношения с Венгрией были испорчены надолго. Венгры же попытались забыть о существовании России, и это им даром также не прошло. А про необходимость учёта требований национальных меньшинств и говорить не приходится.
Годовщин, связанных с той революцией, в ближайший год будет ещё много. И правые в Венгрии будут использовать их для пропаганды идеи о перекройке границ в Европе – дескать, почему косовским албанцам можно, а румынским венграм – нельзя? Кстати, живущие в Румынии венгры уже потребовали самоопределения, что явно не осталось незамеченным в Бухаресте. Так что от того, как будет развиваться ситуация в Венгрии и с венграми в других странах, во многом зависит то, погрузится ли Европа в пучину новой большой войны.
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.