Когда Польша вступала в ЕС и НАТО, полякам рассказывали о счастливом будущем. Но оказалось, что безработица ждёт и рабочих гданьской верфи, и миллионы крестьян. Страна оказалась неконкурентоспособной, но чиновники ЕС не проявляют никакого снисхождения. В Польше грядёт огромный социальный взрыв, сопоставимый по масштабам с событиями конца 1980-х гг.
На днях на глаза попалось сообщение о стрельбе в «челноков» на украинско-польской границе. Сразу подумалось, что речь, видимо, идет о том, что голодные украинцы из депрессивных западных регионов, зарабатывающие на хлеб полулегальным челночным бизнесом, попали под обстрел сытых и надменных поляков-пограничников.
Читайте: Историко-политический цирк Качиньского .
При этом, представлялось мне, на лицах польских стражей без труда должно было читаться послание своим неразумным украинским братьям примерно следующего содержания… «Кто же вам, украинцам, виноват, что в 1999-м вы не подсуетились и как мы не вступили в НАТО, а в 2004-м в Евросоюз? Теперь мы – в семье европейских народов, а вы так и болтаетесь как цветок между Россией и нами, процветающей Европой…» Мое предположение, однако, оказалось совершенно ошибочным…
«На границе тучи ходят хмуро…»
"Мы блокируем границу, потому что у нас забрали хлеб, забрали у нас деньги".
Протестующий поляк
"Поведение полиции мне напомнило 80-е годы... Они как стали бежать, так били палками все, что попадалось им на пути".
Польская женщина-пикетчица
В действительности суть «пограничного конфликта» оказалась совсем в другом. По прочтении новостей выяснилось, что резиновыми пулями стреляли не польские пограничники, а польская полиция. И не в братьев-украинцев, а в собственных соотечественников, которые заблокировали автомобильный и пешеходный переход на границе с Украиной в пункте пропуска "Медика-Шегини" (Львовская область).
Читайте: Качиньский не научит Саркози правильно ругать Россию .
Протесты начались 1 декабря. В этот день польская таможня сообщила о новых нормах ввоза c Украины табачных и алкогольных изделий. С начала зимы житель пограничья может перевезти только две пачки сигарет вместо десяти, как это было до сих пор, и лишь пол-литра спиртного. Перепродавая сигареты из Украины втрое дороже, пограничные поляки зарабатывали на жизнь.
Таможенное нововведение, таким образом, лишило жителей приграничья традиционного заработка, и сотня пострадавших блокировала переезд и пешеходный переход через границу. Как видно из приведенных выше свидетельств, польская полиция, дабы восстановить порядок, церемониться особо не стала.
Как же так вышло, что граждане процветающей европейской страны, члена ЕС оказались доведены до такого состояния? Между тем то и дело возникают весьма неожиданные параллели. Множество аналогий рождается при сопоставлении нынешней ситуации в Польше с тем периодом в истории страны, когда польский профсоюз «Солидарность» «бесстрашно» сражался с социалистическим режимом Войцеха Ярузельского. С польским изданием социализма, имевшего, как тогда представлялось, совершенно нечеловеческое лицо. Параллелей, предупреждаю, будет несколько…
«Колыбель "Солидарности"»? Закрываем… Я-я!!
В конце лета 2007 года власти Евросоюза потребовали от Польши предоставить план закрытия значительной части убыточной судоверфи в Гданьске, где появился профсоюз "Солидарность". В ответ польское правительство заявило, что страна не будет демонтировать два из трех стапелей гданьской верфи, как того требует Европейская комиссия. Затем Брюссель и Варшава какое-то время торговались. Еврокомиссия настаивала на закрытии двух из трех стапелей, польское правительство просило два из трех оставить.
Пару недель назад Еврокомиссия решила больше не тянуть кота за хвост и вынесла окончательное решение. Польские судостроительные верфи, «символ противостояния с коммунизмом», как выразился обозреватель Русской службы Би-би-си, должны распродать свое имущество, а потом быть приватизированы. По некоторым оценкам, под угрозой окажутся 60 тысяч рабочих мест.
Во времена Польской народной республики, сообщает Би-би-си, гданьская судоверфь производила по 30 судов в год. До оглашения приговора Еврокомиссии польские судостроители мечтали выйти на выпуск хотя бы 10 кораблей ежегодно. За полтора десятилетия на верфи в два раза сократилось количество персонала. Гданьская верфь уже дважды проходила через процедуру банкротства.
По иронии польский «символ противостояния с коммунизмом» попытались спасти «донецкие». Судостроительный завод в Гданьске не так давно приобрела дочерняя структура украинской компании "Индустриальный союз Донбасса" - ISD Polska. Польское правительство до последнего пыталось спасти отечественное судостроение, выделяя субсидии верфям в Гданьске, Гдыне и Щецине.
Брюссель, однако, посчитал, что такая государственная поддержка – проявление недобросовестной конкуренции. Еврокомиссия настаивает на том, что необходимо распродать активы верфей и за счет полученных средств выплатить многомиллионную задолженность.
Последней попыткой воспрепятствовать распродаже верфей с молотка стал план их приватизации. В отношении верфей в Гданьске и Гдыне он был подготовлен совместно с донецкой компанией ISD Polska. В соответствие с планом правительства, ISD Polska получала бы также контроль над судоверфью в Гдыне, которая вместе с заводом в Гданьске стала бы частью единого производственного комплекса.
Однако представленные правительством проекты приватизации верфей вызвали возражения у представителей Еврокомиссии. Их не устроили новые государственные инвестиции в проблемные предприятия. Недовольство вызвало и то, что планы реструктуризации все равно включали значительное сокращение рабочих. Однако наблюдатели подозревают, что за решением Еврокомиссии стоят интересы немецких конкурентов польских судостроителей.
СМИ пишут о возможном увольнении 60 тысяч человек, чья работа связана с судостроением. Руководство профсоюзов также ждет от правительства гарантий продолжения судостроительной деятельности на верфях после их приватизации. Но в Еврокомиссии уже все решили.
В свое время лидер профсоюза «Солидарность» Гданьской судоверфи Лех Валенса возглавил борьбу поляков с коммунизмом и за светлое капиталистическое будущее страны. Интересно было бы его сейчас послушать…
Что оказалось не по силам коммунистам, с тем справился ЕС
Польша вступила в Евросоюз в мае 2004 года и уже в первый месяц членства польские фермеры столкнулись с тем, чего никак не ожидали. Во времена социализма Польша избежала масштабной коллективизации. Вместо этого землю нарезали на маленькие наделы и поделили между селянами. Таким образом польский аграрный сектор в 2004 году представлял собой около 2 млн небольших хозяйств.
Для того чтобы конкурировать с западными соседями, фермерам пришлось создавать крупные сельскохозяйственные предприятия, перейти на применение новых, индустриальных методов обработки земель, а также химических удобрений. Польским крестьянам также в полной мере пришлось столкнуться и с европейской бюрократией. Так, в первые месяцы новой европейской жизни польские крестьяне забили десятки тысяч голов скота, лишь бы не заполнять на них все требуемые правилами ЕС документы.
В то же время, иностранцы, в основном датчане и голландцы, охотно скупали дешевые сельскохозяйственные земли в Польше. Стареющих польских фермеров, продающих свои усадьбы, понять можно – они нуждаются в деньгах, а дети переехали в города или уехали на заработки в более богатые европейские страны. Коммунистам ликвидировать класс польских крестьян-собственников не удалось. Да и ставились ли такие цели? А вот власти Евросоюза в этом направлении достигли заметных «успехов»…
Тревожное сегодня и сумеречное завтра
Посмотрим макроэкономические показатели Польши за благополучный 2007 год. По цифрам «Книги фактов» ЦРУ сравним ситуацию в польской экономике с российской. В 2007 году ВВП на душу населения с учетом паритета покупательной способности в Польше составил $16 200, в России - $14 800. На этом хорошие новости для Польши заканчиваются.
Судите сами… Уровень безработицы в Польше – 12.8% (в России – 6.2%). Величина госдолга составляет 43% от ВВП страны (в России – 5.9%). Баланс текущего счета – минус $15.91 млрд (в России – плюс $78.31 млрд). Совокупный внешний долг (с учетом задолженности частного сектора) - $169.8 млрд (в России - $356.5 млрд) при уровне золотовалютных резервов $65.75 млрд (в России - $476.4). Население Польши – 38.5 млн, России – около 144 млн.
Таким образом, если задача России состоит в том, чтобы правильно распорядиться своими ресурсами и накопленными запасами, то Польша в очередной раз стоит на пороге национального дефолта. Сомневаюсь, что в условиях мирового кризиса кто-то бросится ей на помощь.
Многие молодые и здоровые поляки восприняли вступление страны в ЕС как упрощение процедуры «переквалификации» в гастарбайтеры. В более развитых странах Европы уже устоялось словосочетание «польский сантехник». Только на Британских островах трудятся на стройках и занимаются другой низкоквалифицированной работой около 300 000 поляков. В октябре первая их партия в размере 30 000 человек уже вернулась из Британии и Ирландии, где их услуги больше не нужны, на историческую родину.
Страна, по всей видимости, оказалась неконкурентоспособной. Ничего личного, как говорят в таких случаях американцы. Только бизнес.
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.