После гибели президента Леха Качиньского заговорили об улучшении российско-польских отношений. Но в Польше по-прежнему замалчивают дату 21 апреля 1945 г., когда страна благодаря СССР получила треть нынешней территории. Да, отношения РФ и Польши и впрямь теплеют. Но коренной перелом наступит после того, как поляки перестанут жить исторической ложью. Об этом размышляет в своей статье для "Правды.Ру" живущая в Польше белорусский политолог Людмила Ерошевич.
18 апреля, на церемонии прощания с погибшим в авиакатастрофе под Смоленском польским лидером в Кракове, исполняющий обязанности президента Польши Бронислав Коморовский принял приглашение главы российского государства Дмитрия Медведева приехать в Москву на празднование 65-летия Великой Победы.
Однако Коморовский ни словом не обмолвился о другой приближающейся памятной дате, также очень важной для нынешней Польши, но почему-то активно игнорируемой. Речь идет о 21 апреля. Забыт этот день очень даже зря. 21 апреля 1945 года территория Польши благодаря усилиям Советского Союза приросла на одну треть — за счёт отнятых у Германии Силезии и Балтийского побережья.
Обратимся к истории тех событий. Созданное 31 декабря 1944 года на базе просоветского Польского Комитета Национального Освобождения (ПКНО) временное правительство обратилось к СССР с предложением компенсировать Польше территориальные потери, понесённое страной после присоединения к Советскому Союзу Западной Украины и Западной Белоруссии.
Приращение польской территории должно было осуществляться за счет земель, веками входивших в состав соседней Германии — тех самых Силезии и Поморья. Советский Союз отнесся к чаяниям поляков благосклонно.
Вопрос о послевоенных границах Польши был поднят Иосифом Сталиным на Ялтинской конференции в феврале 1945 года. Президент США Франклин Рузвельт и премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль согласились, что оккупированные в 1918–1920 гг. польским маршалом Юзефом Пилсудским западные районы Украины и Белоруссии должны, согласно этническому составу населяющих их народов, отойти СССР.
А вот вопрос "компенсации территориальных потерь" Польши за счёт Германии вызвал резкий протест британского премьера. Черчилль с жаром доказывал, что, отрывая от немцев огромный кусок земли, союзники спровоцируют рост реваншистских настроений даже в разделённой послевоенной Германии.
Он напомнил, как после окончания Первой мировой войны в 1919 году страны Антанты отняли у немцев колониальные владения, отдали Франции Эльзас и Лотарингию, не позволили немцам Австрии и Чехословакии воссоединиться с этнической родиной. Кончилось всё приходом к власти радикальных реваншистов в лице Адольфа Гитлера.
Подробно рассказал Черчилль союзникам и о неблаговидном поведении Польши, которая вместе с Германией в 1938 году поучаствовала в отторжении от Чехословакии части территории. По словам Черчилля, Польша, как голодная гиена, набросилась на маленькую соседнюю страну, оторвав от неё Тешинскую Силезию.
Сталин предлагал отдать Польше и балтийское побережье — часть Восточной Пруссии и Поморье с городом Гданьск (Данциг). Черчилль не согласился, призвав создать на этой территории вторую часть разделённой Германии. В общем, в феврале 1945 года стороны так и не сумели прийти к общему знаменателю по поводу послевоенных размеров польского государства. И пока "бесспорная" территория Польши составляла 212 тысяч квадратных километров.
21 апреля СССР подписал с временным правительством Польши договор о дружбе. Воспользовавшись тем, что Красная Армия уже практически подошла к Берлину, СССР без консультаций с США и Великобритании передал под польское управление принадлежащие Германии территории в Поморье и Силезии площадью в 100 тысяч квадратных километров. Так благодаря Советскому Союзу территория Польши "явочным порядком" выросла на треть.
Читайте: Катынский излом Леха Качиньского.
После того как Красная Армия вошла в Берлин, необходимость вновь возвращаться к этой теме и ругаться по поводу границ Польши отпала сама собой. На Потсдамской конференции в июле-августе 1945 года ялтинские предложения Сталина о передаче Польше всех вышеозначенных германских территорий были утверждены.
Для самой Германии решение Потсдамской конференции 1945 года было настоящим ударом. По оценкам дотошных немецких экономистов, за послевоенный период бюджет Польши получил только от залежей полезных ископаемых в этих районах более 130 млрд долларов. Что примерно вдвое больше всех выплаченных Германией в пользу Польши репараций и компенсаций.
Полякам достались месторождения каменного и бурого угля, медных руд, цинка и олова, поставившие её в один ряд с крупнейшими мировыми добытчиками этих ископаемых. Недавно на отторгнутых у Германии территориях польские геологи обнаружили ещё и огромные запасы сланцевых руд, объёмы которых, по предварительным оценкам специалистов, смогут обеспечить газом страны ЕС примерно на 50 лет.
Едва ли не большее, чем природные ископаемые, значение имело то обстоятельство, что благодаря новым землям Польша получила широкий доступ к Балтийскому морю. Если к 1939 году длина польского побережья составляла 71 километр, то после 1945 года — аж 526. Избежала Польша и проблем с немецким меньшинством. С занятых территорий были выселены в Германию порядка четырёх миллионов немцев, а на их место пришли поляки.
Всем этим богатством Польша обязана СССР и РФ как его правопреемнице. Однако сегодня именно Россия считается поляками врагом номер один. Помимо Катынского расстрела и "долгих лет тяжёлого социалистического ига", одной из главных болей поляков остаётся утрата Западной Украины и Западной Белоруссии, принадлежавших их стране до осени 1939 года. То, что большинство населения там составляли другие народы, поляков интересует мало.
Сегодня в Польше можно нередко услышать слоган "Польша от моря до моря", якобы свидетельствующий о былом величии страны. Историки и политики любят рассказывать, что когда-то Польское государство включало в себя территории от Балтийского до Чёрного моря. Называлось то государство Речь Посполитая, и было оно не совсем польским — жили в нём также литовцы, украинцы, белорусы, евреи…
Тем не менее сегодняшнее польское государство официально называется Rzeczpospolita Polska. (В польском языке словосочетание "Речь Посполитая" означает также "республика". — Ред.). Тем самым подчёркивается преемственность в отношении былого великого государства. Абсолютное большинство нынешних граждан Польши уверены, что Речь Посполитая — исключительно польское, моноэтническое государство с незначительными вкраплениями "восточных варваров". И значит, земли сегодняшних Белоруссии и Украины — тоже польские.
А поскольку Красная Армия в 1939 году отторгла эти земли, то и Россия вопринимается как агрессор. Поэтому день освобождения Западной Украины и Западной Белоруссии 17 сентября отмечается в Польше как день нападения СССР. А то, что благодаря Советскому Союзу поляки получили треть нынешней территории, — это что-то само собой разумеющееся. Благодарить за это не надо.
После трагедии с самолётом Леха Качиньского многие и в России, и в Польше выражают надежду, что лёд в польско-российских отношениях начнёт таять. Многое свидетельствует о том, что так оно и будет. Во всяком случае, высочайший уровень напряжённости последних лет спадёт. Но кардинального изменения отношений придётся ждать до тех пор, когда сознание польского общества избавится от отравы исторической лжи.
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.