Отношения между Россией и Болгарией ждут серьёзные испытания. 1 сентября Владимир Путин провёл встречу с болгарским премьер-министром Бойко Борисовым.
В центре внимания оказалась судьба трёх энергетических проектов: газопровода «Южный поток», нефтепровода Бургас– Александруполис, а также АЭС «Белене». Не исключено, что проект нефтепровода придётся заморозить.
"Если в силу каких-либо причин правительство Болгарии решит, что тот или иной проект не отвечает интересам Болгарии, уверяю вас, не будет никаких проблем в наших межгосударственных отношениях. Мы не будем осуществлять этот проект, мы пойдем другим путём", - сказал премьер-министр России.
По его словам, Россия найдёт другие формы реализации своих энергетических проектов, а сотрудничество с Болгарией приобретёт новые формы. "Единственное, о чем мы просим, - это определиться как можно быстрее. Проект трубопровода Бургас-Александруполис обсуждается уже около семи лет, а делов-то - всего 280 км", - отметил Путин.
Глава российского правительства напомнил болгарскому коллеге, что в последние два года Россия построила трубопровод из Восточной Сибири к китайской границе длиной 1,5 тысячи километров. "Скажите нам "нет", и всё - закроем тему. Так же, как и по другим проектам", - заключил Путин.
В свою очередь, Борисов заявил о том, что Болгария не собирается категорически говорить «нет». "За намеченный срок мы ознакомимся в деталях, но по "Южному потоку", я считаю, у нас проблем нет. Что касается проекта Бургас-Александруполис, есть одна-единственная проблема, и по ней будут два местных референдума, - это экология прибрежных зон", - сказал Борисов.
Сказано дипломатично. Однако действия болгарского руководства, пришедшего к власти в начале июля, вызывают у России беспокойство.
Едва там появилось новое правительство, как 13 июля эта страна вместе с Турцией, Австрией, Румынией и Венгрией подписала договор о строительстве газопровода Nabucco, по которому газ из Азербайджана, Средней Азии и Ирана должен пойти в Европу в обход России.
На фоне этого Борисов поставил под сомнение документ о строительстве газопровода «Южный поток», который был подписан в мае этого года. «Мы получаем тревожные сигналы о действиях государственных компаний, не учитывающих финансово-экономический кризис и интересы страны в целом», — так в начале июля Борисов отозвался о данном проекте.
В свою очередь, 4 августа министр финансов Симеон Данков скептически отозвался о всех трёх проектах – и о «Южном потоке», и об АЭС «Белене», и о нефтепроводе Бургас-Александруполис. По его словам, мировой кризис слишком серьёзно ударил по Болгарии, внешнеторговый баланс страны отрицательный. А потому на строительство данных объектов денег нет.
Тогда же министр экономики, энергетики и туризма Трайчо Трайков дал понять, что Болгария не хочет брать у России кредит на строительство АЭС, опасаясь увеличения финансовой зависимости от Москвы. Что касается нефте- и газопровода, то он пообещал «детально изучить все связанные с этим вопросом».
В отношении нефтепровода Бургас–Александруполис болгарское руководство высказывает сомнения экологического характера. Дескать, нефтяные пятна могут загрязнить курортную зону на черноморском побережье страны.
Положение достаточно серьёзное. Дело в том, что трубы «Южного потока» должны пролечь по дну Чёрного моря от Новороссийска до болгарской Варны. Обойти эту страну нельзя – ни Турция, ни Румыния, через которые теоретически можно проложить трубы, согласия не давали.
Правда, 26 августа глава МИД Румынии Кристиан Дьяконеску заявил о том, что его страна может поучаствовать в «Южном потоке». И если эти слова не разойдутся с делом, в проигрыше останется Болгария.
В случае с нефтепроводом у России также есть запасной вариант. В августе во время визита Владимира Путина в Турцию удалось договориться о строительстве нефтепровода Самсун–Джейхан. По нему российская нефть потечёт с черноморского на средиземноморское побережье Турции. И далее морем в Европу.
А насчёт АЭС «Белене» - Болгария однозначно пострадает сама. У России есть контракты на модернизации АЭС «Темелин» и «Богунице» в Чехии и Словакии, контракты в Китае и Индии, в Латинской Америке. Так что от недостатка энергии в случае проблем с поставками российского газа через территорию Украины плохо будет только болгарам.
О том, почему Болгария ставит под сомнение энергетические проекты с участием России, в интервью «Правде.Ру» рассказал историк Александр Сафонов.
- Удивляться поведению нынешнего болгарского руководства не стоит. Ещё в начале года, в ходе предвыборной кампании, они высказывали желание пересмотреть энергетические проекты с участием России. Дескать, в них есть коррупционная составляющая.
Ситуация с нефтепроводом Бургас–Александруполис - наиболее тревожная. Дело не сдвигается с мёртвой точки уже семь лет, и перспектив на то, что сдвинется в ближайшее время, практически нет. Но Россия договорилась по проекту «Самсун – Джейхан», так что дело выглядит не так страшно. В проигрыше окажется Греция, на чьей территории расположен Александруполис.
Насчёт «Южного потока» - дело может затянуться. Правда, если в проект вступит Румыния, в проигрыше окажется только сама Болгария.
По АЭС «Белене», похоже, она будет выбивать кредит на строительство на выгодных для себя условиях. Болгары хотят денег. И если Россия даст больше, чем ЕС, ее компании продолжат заниматься строительством данного объекта.
Бойко Борисов – достаточно прозападный политик, больше склонный развивать отношения с Евросоюзом, чем с Россией. В то же время он – человек довольно прагматичный. Так что ставить крест на участии Болгарии в российских проектах пока не стоит. Хотя ситуация тревожная.
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.