В последнее время участились случаи задержания российских судов норвежской береговой охраной. Только за последние четыре месяца таких случаев было шесть. Между тем подобное стало возможным из-за неполного урегулирования вопроса о статусе вод, прилегающих к архипелагу Шпицберген. Россия и Норвегия трактуют ситуацию по-разному.
Лишним напоминанием о существовании российско-норвежского спора стала история, разыгравшаяся недалеко от Шпицбергена в конце сентября. Сославшись на то, что команда российского траулера "Сапфир-2" осуществляла сброс в море незаконно выловленной рыбы, в Норвегии приняли решение задержать судно. На требование следовать в норвежский порт экипаж корабля первоначально ответил отказом. Однако в итоге пришлось подчиниться. Судовладельцу и капитану выписали штраф на 100 тысяч долларов. А за время простоя в порту владельцы "Сапфира" потеряли 17 миллионов рублей.
Подобное приключение российского судна в водах вблизи архипелага Шпицберген не является из ряда вон выходящим случаем. Только с начала этого года произошло с десяток задержаний российских траулеров норвежскими правоохранителями, простой на якоре в портах скандинавской страны обошелся их владельцам в 70 миллионов рублей. Сумма уплаченного штрафа приближается к 400 тысячам долларов. Общие потери от таких стояний рыболовецких судов у берегов Норвегии Росрыболовство оценило в 205,4 миллиона рублей.
Читайте также: Россия и Норвегия разделили воды Арктики
По факту задержания "Сапфира" высказался и МИД России. "Подчеркнуто, что норвежские действия носили неприемлемый и вызывающий характер. Любые возникающие вопросы должны решаться в духе добрососедства, в рамках согласованных процедур и механизмов, в том числе Смешанной Российско-Норвежской комиссии по рыболовству", — отметили в российском внешнеполитическом ведомстве. А его глава Сергей Лавров призвал скандинавов проявить взвешенность.
Однако норвежцы продолжают настаивать на собственной правоте. В результате 14 октября в район Шпицбергена был послан российский пограничный сторожевой корабль "Мурманск". Сами пограничники не связывают его отправку с нашумевшим инцидентом, однако совпадение здесь весьма красноречивое. Глава Росрыболовства Андрей Крайний заявил, что посылка пограничников — правильная, но недостаточная мера. России и Норвегии необходимо установить единые нормы регулирования рыболовства. Иначе новых инцидентов не избежать.
Но едва ли нынешний инцидент сравнится с историей шестилетней давности. Тогда, кажется, весь мир следил за тем, как российское судно "Электрон" удирало от норвежских рыболовных инспекторов, прихватив попутно с собой двух из них. По достижении российских вод двух скандинавских "пленников" отпустили. Тот случай привлек внимание к проблеме. Ведь подобная погоня стала возможной также благодаря тому, что Россия и Норвегия по-разному трактуют статус вод вокруг Шпицбергена.
Читайте также: Норвегия: маленькая страна с большими особенностями
История вопроса уходит глубоко в прошлое. В России считают, что это наши поморы почти девять веков назад первыми бросили якорь в районе архипелага. В Норвегии же уверены, что викинги их опередили. Так или иначе, но письменных свидетельств о том открытии не сохранилось ни в наших летописях, ни в скандинавских хрониках. Потому право открытия архипелага закрепили за знаменитым голландским мореплавателем Виллемом Баренцем. Он побывал на островах в 1596 года и дал имя "Шпицберген", что в переводе означает "острые горы".
Воды возле Шпицбергена были богаты рыбой, здесь водилось много китов и моржей, зверьков с ценным мехом. Стоит ли удивляться, что сюда потянулись и русские поморы, и норвежцы, и англичане, и голландцы. Свои права на архипелаг еще в XVII веке предъявили Англия и Дания (в состав последней до 1814 года входила Норвегия). Голландцы хоть прав и не предъявляли, но организовали поселение китобоев.
В середине XVIII века к Шпицбергену отправилась русская научная экспедиция, но русского поселения там так и не появилось. Впрочем, оформить владение над островами долго никто не мог. Да не очень нужно было — значение китобойного и пушного промысла упало, а вкладывать средства в отдаленные северные острова не очень-то хотелось.
Однако в конце XIX века картина изменилась. На Шпицбергене обнаружились большие запасы угля, которые немедленно принялись разрабатывать предприниматели из Британии, США, Швеции (в 1814-1905 годах в ее состав входила и Норвегия. — Ред.), Германии, России. Изучением архипелага занялись знаменитые норвежские полярники Фритьоф Нансен и Руаль Амундсен, сюда же плавала русская экспедиция во главе с Владимиром Русановым. Но вопрос о статусе островов так и не могли решить. Вплоть до 1920 года они оставались"ничейными".
Читайте также: Норвежско-рыбная война против России
Основными претендентами на Шпицберген были Россия и Норвегия — именно к их берегам ближе всего расположен архипелаг. Но в 1920 году в нашей стране бушевала гражданская война, и принять участие в разделе островов она не могла. Потому фактически за нашей спиной в Париже был подписан Шпицбергенский трактат. США, Англия, Франция, Италия, Япония, Голландия и Швеция согласились передать архипелаг Норвегии. В 1925 году он был официально объявлен частью этой скандинавской страны. Норвежцы быстро организовали свои поселения.
В то же время суверенитет Норвегии над островами носил ограниченный характер. Так, право экономической деятельности в регионе сохраняют все участники Парижского договора. Кроме того, Шпицберген является демилитаризованной зоной. В 1935 году к договору присоединился и СССР, получивший право исключительной хозяйственной деятельности на архипелаге и в прилегающих к нему водах. Здесь появились наши рабочие поселки (сегодня крупнейший из них — Баренцбург), отдельная советская экономическая зона. И сегодня Шпицберген — единственное место в Шенгенской зоне, куда россияне могут ездить без виз.
Долгие годы основой экономики островов была добыча угля, но сегодня картина изменилась. Власти Норвегии стремятся превратить Шпицберген в центр туризма и научный центр. Здесь возведен новый аэропорт и морской порт, которыми пользуются участники полярных экспедиций из самых разных стран. Прежде дотационный поселок Свальбард сегодня приносит прибыль и находится на полной самоокупаемости. Увы, российские поселки похвастаться хорошей инфраструктурой не могут. Норвежцы не пытаются их захватить, но частный бизнес в них не вкладывается. Они по-прежнему живут вахтовой добычей угля.
Однако Шпицберген — это не только сами острова, но и прилегающие к нему воды, богатые рыбой. И вот они то сегодня и являются камнем преткновения. Дело в том, что еще в 1977 году Норвегия в одностороннем порядке объявила о создании 200-мильной рыбоохранной зоны, лов рыбы в которой строго ограничен. Скандинавы ссылались на то, что статья 2 Парижского договора от 1920 года дает им исключительное право на охрану и восстановление флоры и фауны. Это, по их мнению, распространяется на весь архипелаг — в том числе и на ту часть, где своим рыбным промыслом занимаются российские суда.
Читайте также: ВМФ встал на защиту интересов в Арктике
В то же время по соглашениям 1935 и 1947 годов Советский Союз (а вслед за ним и Россия) имеют право на ведение рыбного промысла в территориальных водах Шпицбергена по своим правилам. Естественно, это касается российской (прежде — советской) зоны. Соответственно, ни СССР, ни Россия не признали одностороннее введение норвежцами рыбоохранной зоны. Однако скандинавы не отступают. Как итог — бесконечные задержания наших судов, ведущих промысел в водах Шпицбергена.
К этому можно добавить, что сегодня в Арктике ищут нефть и газ. По ориентировочным данным, у берегов Шпицбергена есть крупные запасы углеводородов. И кто это должен добывать? И должен ли, если норвежцы ввели рыбоохранную зону? Если они начнут добычу нефти и газа в этой зоне и попытаются не допустить туда Россию — это уже будет прямое нарушение договоров. Но пока углеводороды не разведали, потому дело ограничивается спорами вокруг законности или незаконности задержания российских судов.
Получилась правовая коллизия: каждая из сторон трактует имеющиеся договоры по-своему, но норвежцы явно последовательнее в отстаивании своих интересов. Они постоянно буксируют проштрафившиеся (с их точки зрения) суда, волокут их в свои порты и облагают штрафом. Пока что Россия ограничивается исключительно выражениями протеста со стороны МИДа и Росрыболовства. Практически ничего для прекращения задержаний наших судов норвежскими рыбными инспекторами не сделано. Патрулирование заданного района кораблями ВМФ России пока эффекта не возымело.
Нельзя сказать, что разговаривать с Норвегией невозможно. С 1970 года мы не могли договориться с ней о разграничении вод в Баренцевом море, и год назад руководства двух стран поставили в споре точку. Компромисс, кажется, удовлетворил всех. Сегодня рыболовные ведомства двух стран обсуждают тему увеличения российской квоты на лов рыбы у Шпицбергена, но диалог идет трудно. Вероятно, договориться можно — норвежцы уже доказывали свою способность к конструктивному диалогу.
Однако путь к этому — весьма непростой. А раз так, то российские суда еще не раз будут становиться добычей норвежских рыбных инспекторов и платить штрафы.
Читайте самое интересное в рубрике "Мир"
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.