Алекс Кагальский: Мир не знает об Израиле

Снова неспокойно в Израиле. И вокруг идет настоящая война. Новоявленное "Исламское государство" заявило претензии на огромные территории. Что такое Израиль в современном мире? Почему участились нападки западных политиков на него? Об этом в прямом эфире видеостудии Pravda.Ru рассказал пресс-атташе посольства Израиля в России Алекс Кагальский.

— Расскажите о теракте 18 ноября в Иерусалиме. Каковы причины и последствия произошедшего?

— Четыре человека погибли на месте, и пятый — полицейский — был смертельно ранен, когда он вел перестрелку с террористами, чтобы обезопасить наших безоружных, молящихся сограждан.

У терроризма причина одна и та же — жажда крови. Это бессмысленный жестокий метод обратить на себя внимание. Других причин человечество не знает. Причин, которые мы можем понять, у терроризма нет. Последствия, конечно, тяжелые во многих областях, во многих смыслах, тяжелые для тех людей, которые погибли, для тех, которые ранены, для их родственников.

Там погибли раввины, уважаемые люди, знатоки Торы, абсолютно миролюбивые религиозные люди, которые никогда даже в руки не брали оружие. Возможно, и они погибли во время молитвы. По-моему, ничего быть не может более кощунственного и бесчеловечного, чем напасть на молящихся людей с оружием в руках и расстреливать их безнаказанно.

Наверное, единственное, что можно сделать в такой ситуации, — останавливать террористов самыми жесткими методами для того, чтобы было понятно всем, что это тупиковый, бессмысленный путь и ни к какой цели он не приведет.

— Кто эти террористы?

— Жители деревни, граждане Израиля, насколько мне известно.

— Почему израильская служба безопасности не смогла их выявить и предотвратить теракт?

— Нельзя сказать, что израильские службы безопасности не выявляют террористов. Есть служба безопасности, полиция, армия обороны Израиля. Они работают по системе нескольких контуров, которые борются с террором. Большую часть попыток произвести теракты они выявляют и пресекают.

Поэтому такие случаи — все-таки единичные. Иногда их удается совершить в обход тех мер, которые предпринимаются службами безопасности, но террористам удается совершить совсем маленький процент того, что готовится. Но о предотвращенных случаях мы обычно не знаем или не придаем им значения, а случившийся теракт привлекает всеобщее внимание.

— Сейчас на Ближнем Востоке появилась новая сила — "Исламское государство". ИГИЛ и Хамас — это суннитские движения. Не является ли этот случай началом некой интифады, может быть, даже с целью поглотить Израиль? Ведь ИГИЛ ставит своей целью образование халифата на огромной территории, куда входит и Израиль. Или палестинцы просто пользуются моментом в своих целях?

— ИГИЛ хотел бы захватить и создать халифат на очень многих территориях. Акции протеста, которые происходят в последнее время со стороны палестинцев, никак нельзя назвать интифадой. Это все-таки локальные какие-то события, и начались они задолго до этого.

Летом 50 дней длилась антитеррористическая операция, были очень серьезно подорваны инфраструктуры террора Хамаса в Газе. Причем наши соседи из Египта тоже предприняли усилия по закрытию туннелей между полуостровом Синай и Газой, чтобы туда контрабандой не попадало оружие. Я не думаю, что есть прямая связь между этими выступлениями и попытками ИГИЛ захватить обширные территории. Там есть свои противники на месте, и есть глобальные противники — США, европейские страны, а у Хамаса — свои цели.

Все эти террористы из исламского джихада, из Хамас, из Народного движения освобождения Палестины заявляют, что их целью является уничтожение Израиля как еврейского государства, очищение этой земли, депортация всех еврейских граждан. Они не говорят о создании. Если бы они уже созрели для того, чтобы создавать свое палестинское государство, то как раз мы готовы к этому диалогу, мы готовы даже в этом им помогать. Но пока об этом речи нет.

В Хартии Хамаса записано, что нужно уничтожить сионистское образование — они вопрос создания государства даже не рассматривают. Пока что ООП борется за свое выживание больше, чем вообще за какие-то политические цели. Они все время находятся под угрозой того, что их Хамас уничтожит. Они подписали соглашение о правительстве согласия, но это правительство очень сильно перетянул на свою сторону Хамас. Наши аналитики предупреждали, что вектор будет направлен в сторону террористической деятельности. Так оно и получилось.

Слабое руководство ООП никак не может наладить ни контроль, ни влияние на арабское население. Поэтому пока что у нас нет реального партнера, с которым можно говорить о создании палестинского государства, с которым можно жить в мире. Нам приходится бороться с вылазками террористов, с попытками организации массовых беспорядков на территории нашего государства. Но никто пока не связывает эти локальные вылазки, какие-то акции со стратегическими планами ИГИЛ.

Конечно, в нашем регионе — на Ближнем Востоке — нельзя рассматривать процессы по отдельности. Потому что все происходящее вокруг нас в арабских странах: гражданская война в Сирии, перевороты в Ливии, в Египте, — в какой-то мере взаимосвязано.

Почему-то сложилась традиция, что конфликт между израильтянами и арабами, которых назвали когда-то палестинцами, все время выпячивается и становится главной темой обсуждения. Хотя по количеству погибших, раненых, беженцев и всем другим критериям конфликты в Сирии, Ираке, Ливии и других странах намного более масштабны. Конфликт между палестинцами и Израилем, наверно, будет на 10-15-м месте. Но по уровню освещения в прессе, обсуждения в различных международных организациях, по той активности, которую пытаются оказывать так называемым палестинским беженцам, этот вопрос постоянно в центре внимания. Хотя фактически эти люди — уже давно не беженцы. Они уже давно там обжились, это уже третье поколение, которое живет на пособие Комитета по делам палестинских беженцев. Потому что пока они там живут, в этих так называемых лагерях беженцев, они получают пособия. Как только они переходят дорогу, начинают работать, то пособия лишаются. Поэтому никто не хочет оттуда выходить. Они предпочитают жить там и получать пособия. Таким образом культивируется иждивенческая модель поведения. Эти комитеты довольно неплохо сами живут за счет такого положения. Там большой чиновничий аппарат, они получают зарплату из ООН, все при хороших должностях. Если этих беженцев расселить, дать им работу, чем дальше этим чиновникам заниматься?

— Есть точка зрения, что Израиль препятствует образованию палестинского государства, ведет экспансионистскую политику путем заселения Западного берега реки Иордан. Евросоюз даже намерен ввести санкции против Израиля. Расскажите, как обстоят дела в реальности?

— После 67-го года, когда Иордания ушла с этих территорий, туда по стратегическим соображениям вступили израильские войска. Поэтому их нельзя назвать оккупированными. Потому что оккупируют территории у кого-то, а там после того, как ушла Иордания, образовался вакуум. Эта территория фактически была ничья.

Когда наконец-то будет лидер и руководство, которое займется созданием палестинского государства, конечно же, большую часть этих территорий они, наверняка, получат. Израиль не расширяет поселения. Многие из них появились вообще на земле, которая была куплена. Мы даже не говорим про то, что эта территория исторически принадлежит еврейскому народу. Но формально в нашей современной истории ей владели шейхи, и она была законно за деньги куплена у этих шейхов. Это между Иерусалимом и Хевроном. Земля куплена, это записано во всех договорах. Как вы считаете, она принадлежит законному покупателю? Он же имеет право ей распоряжаться.

— Тогда почему так ведет себя Запад в отношении Израиля?

— Запад — это неоднородное понятие, он большой и разный. Там много правительств и разных мнений. Есть и такое мнение, что Израиль не должен продолжать строительство на этих землях. Но есть поселки, в которых растет уже второе-третье поколение, дети, внуки появились. Они должны где-то жить или они должны обязательно уезжать оттуда? Они даже не расширяются в смысле территории, они просто достраивают новые дома, чтобы там могли жить молодые семьи.

Израиль не захватывает новые территории никаким способом. Мировое общественное мнение так относится к вопросу в основном по незнанию о том, что часть земель куплена, а другая часть — это сельскохозяйственные кооперативы, которые эту землю обрабатывают. Это, опять же, земля, которая относится к Израилю.

Но мировое общественное мнение — девушка очень капризная. Например, в 30-х годах мировое общественное мнение было достаточно лояльно по отношению к фашистской Германии, Гитлеру, Мюнхенским соглашениям. Фактически оно не заметило оккупацию Чехословакии, а потом и других стран. Ну, мы знаем, чем все закончилось. Наш народ заплатил высокую цену. Евреев погибло шесть миллионов в огне этой войны. Советский народ заплатил огромную цену — 27 миллионов жизней.

— Но почему Европа сейчас так себя ведет — давит на Израиль? Были заявления от западных политиков и парламентских групп Великобритании, Испании, Швеции и других стран признать Палестину государством.

— Все вот эти заявления, попытки давления, несерьезны, потому что носят характер рекомендаций, которые были приняты частью парламентариев. Это популистский шаг. Ни для кого не секрет, что сегодня значительную часть электората в европейских странах составляют мусульмане. И эти шаги делаются, чтобы завоевать к выборам какую-то симпатию у мусульманских избирателей. Внешняя политика является продолжением внутренней. Но эти политики понимают, что это их решение ни к чему не ведет. Это просто декларация.

С другой стороны, они сделали реверанс в сторону мусульманского населения. Опасность таких решений в том, что они порождают иллюзии у палестинцев. Они верят, что могут добиться признания государства без трудной работы с нами, с Израилем, за столом переговоров, без четкой программы построения государства. Эти люди очень опасны, они очень вредны, и наши лидеры уже неоднократно заявляли об этом. Вред в том, что они мешают мирному процессу. Это не давление Европы. Это некоторые депутаты, лидеры, министры пытались завоевать симпатии мусульманского населения, декларируя бесперспективные популистские меры. Мы надеемся, что европейские лидеры станут ответственнее относиться к своим заявлениям.

Читайте также:

Беседовала Любовь Люлько

Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.

Автор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Куратор Саид Гафуров
Саид Гафуров — политолог, руководитель направления "Восток", ведущий прямых эфиров Правды.Ру *
Обсудить