Иордания — кузница кадров сирийских боевиков

Исламистская угроза: Устоит ли Иордания?

Иордания — одна из немногих ближневосточных стран, не вступивших в зону политической турбулентности. Однако недавно здесь был убит известный левый писатель Нахид Хаттар, а подготовка террористов, впоследствии отбывающих в Сирию, ведется почти открыто в лагерях беженцев. Как меняются здесь позиции радикальных исламистов, и что думает простой народ о России и Путине? Об этом рассказал обозреватель Pravda.Ru Саид Гафуров.

Пребывание в Иордании, которая остается, наверное, последним островком стабильности в море насилия, охватившего весь ближневосточный регион, с печальной неизбежностью заставляет задумываться о многих серьезных вещах. В том числе — о философской составляющей, которая неизбежно проявляется в дискуссиях о роли России на Ближнем Востоке и о глобальных геополитических изменениях вообще.

Этот философский компонент состоит в том, как следует относиться к современной политической реальности, в рамках которой уверенные в своей безнаказанности США и их союзники по НАТО искренне убеждены в том, что "право сильного" или "право победителя" является глубинной основой всей системы международных отношений и международного права. С одной стороны, это политическая и общественная реальность, в рамках которой и приходится обустраивать себя. Это та реальность, в которой мы существуем, и неразумно ее не учитывать, надеяться, что можно игнорировать те внешние условия, в которых мы вынуждены жить и бороться за право и справедливость.

Но с другой стороны, реальность, о которой мы говорим, — это социальная реальность, это политическая реальность, и именно из-за этого у нас есть основания говорить о том, что мы в состоянии повлиять на нее как минимум в будущем. Совокупность ежесекундно происходящих политических изменений и создает новую реальность.

Проблемы политической жизни Иордании

В Иордании все не очень хорошо, несмотря на то, что это по-прежнему стабильная, симпатичная, светская страна. Непосредственно перед нашим выездом туда, в Аммане было совершено убийство известного писателя и публициста левых убеждений Нахида Хаттара. По инициативе со стороны клерикальной реакции, тесно связанной с "Братьями-мусульманами", его обвинили в богохульстве за публикации в социальных сетях. Почти наверняка суд бы его оправдал или приговорил к незначительному штрафу, но когда он выходил из здания суда, его застрелили на улице.

Никакая организация до сих пор не взяла на себя ответственность за убийство Нахида Хаттара, но практически все политические активисты убеждены, что непосредственным организатором убийства был кто-то из разнообразных ответвлений "Братьев-мусульман". Многие обвиняют и правительство в том, что оно создало условия для убийства политических и литературных деятелей.

"Братья-мусульмане", еще несколько лет назад доминировавшие в общественном мнении Иордании, постепенно начинают терять почву под ногами. На прошедших три недели назад парламентских выборах они получили незначительное число депутатов, причем наиболее оголтелые исламисты, так называемые такфиристы, которые призывали к религиозной войне, которые утверждали, что они имеют право решать, кто является мусульманином, а кто нет, практически не представлены в новом составе законодательного органа Иордании. Исламистов там теперь представляют умеренные, спокойные, больше напоминающие христианские партии Европы (Христианский демократический союз Германии или христианских демократов в Италии).

И кто-то этим очень недоволен. Хаттар был христианином, и многие полагают, что его убийство — это реакция террористических сил, которые уже встали на путь разжигания религиозной войны в Иордании, как им это удалось сделать в соседней Сирии. И это очень серьезно, это очень большая проблема. В обсуждениях этого преступления представители различных иорданских политических кругов, в том числе исламистских, часто говорят: "Нет. Поссорить иорданских христиан и мусульман не получится! У нас это невозможно! У нас отношения с христианами очень хорошие". Но ведь всего шесть лет назад в Сирии говорили то же самое, и точно так же никто не мог представить, что произойдет такое чудовищное кровопролитие в том числе и на религиозной основе.

В Иордании внимательно следят за происходящем у соседей и чувствуют эту потенциальную угрозу, но все надеются, что Бог пронесет беду стороной. Впрочем, сами тяжелые природные условия жизни этого симпатичного народа, в которых человеку сложно выжить из-за нехватки воды, научили иорданцев купировать подобные острые кризисы. И хочется надеяться, что "арабская весна" не распространится на Иорданию.

Но здесь дело в другом. Анализируя причины всеразрушительной "арабской весны", пытаясь найти что-то общее в событиях в очень разных странах, непохожих друг на друга (а ведь "арабская весна" перекинулась и на противоположный берег Средиземного моря — в Грецию, Испанию, и революционные события там еще нельзя считать закончившимися до конца; более того, мы уже имеем основания говорить про "Средиземноморскую весну"), можно найти один общий для них всех элемент. Он проявлялся в переходе к либеральной экономической политике, основанной на рекомендациях международных финансовых институтов — МВФ и Всемирного банка.

А сейчас и Иордания встала на путь либеральной политики. Это очень серьезная угроза: уничтожается реальный сектор экономики, как и во всех странах, которые принимают рецепты Международного валютного фонда и Всемирного банка. Деградирует даже сельское хозяйство. Верно, что под это международные финансовые институты дают большие дешевые кредиты, ведется реконструкция инфраструктуры, создается туристический бизнес, строятся порты по перевалке контейнеров. Но все это не спасет народное хозяйство страны, если уничтожены промышленность и сельское хозяйство. И слегка тревожно за Иорданию.

Информационная война — за кого арабский "базар"?

Информационную войну мы в Иордании пока проигрываем. Редко такое бывает за границей, чтобы простые люди — таксисты или мелкие базарджи — нам говорили, что политика президента Путина опасна и что сам президент России — опасный человек, что роль России в Сирии деструктивна.

Но в Иордании общественное мнение формируется по лекалам Запада или монархий Персидского залива. Нам в рамках конструктивной в целом дискуссии говорили о Сирии: "Представьте себе, что арабские самолеты будут убивать русских детей, как вы будете к этому относиться?"

При этом разговаривать с такими антироссийскими людьми можно — они внимательно слушают и слышат рациональные аргументы. Мы им отвечали: одумайтесь, там всего 30 российских самолетов, они не делают погоды на фоне 800 боевых машин сирийских ВВС. Россия вполне могла сделать в Сирии то, что мы сделали в Ираке — поставить самолеты и наземную технику и направить несколько инструкторов, но задачи российских ВКС совершенно иные — помешать агрессивным намерениям Североатлантического альянса. Мы не определяем ход гражданской войны в Сирии, это дело сирийцев. Мы там находимся только для того, чтобы не дать блоку НАТО повторить в Сирии то, они сделали в Ливии, Ираке, Афганистане, а саудовцы и их присные — в Бахрейне и Йемене.

И на этом любая дискуссия заканчивалась, потому что иорданцы очень хорошо представляют преступления натовцев, уже распробовавших вкус крови. Слишком много беженцев из соседнего Ирака было и находится в Иордании. И иорданцы сразу заканчивают дискуссию, потому что понимают, что на этот аргумент им нечего возразить, если оставаться в рамках корректного спора, когда ты пытаешься не переговорить оппонента любой ценой, а понять реальность.

Тем не менее, мы в этих условиях почему-то проигрываем, несмотря на то, что "Русия Аль Яум" — российский арабоязычный телеканал слушают и смотрят. Но почему-то этот самоочевидный аргумент людьми не услышан. Массы, арабская улица его не воспринимают.

С другой стороны, все местные политики, даже отрицательно относящиеся к роли России в регионе, признавались, что они не хотят открыто выступать против России и особенно против Владимира Путина. Причина — это может разрушить их политическую карьеру, так как в сердцах населения очень много сантиментов в пользу нашего президента, арабский базар наконец увидел того, кто может сказать "нет!" уверенным в собственной безнаказанности американцам. Кстати, Путин — герой не только "арабской улицы", но и улицы европейской, не говоря уже о латиноамериканцах. Во всем мире простые люди рады тому, что нашелся кто-то способный сбить спесь с американских хозяев жизни.

Остановить подготовку террористов

Очень расстраивает, что ни иорданское правительство, ни король ничего не могут сделать с боевиками (называя вещи своими именами — с террористами, пытающимися добиться своих политических целей вооруженным насилием и запугиванием обывателей), которые воюют в соседней Сирии. Они даже не скрываются. В Иордании простой человек может запросто показать, где расположено "Южное командование" сирийских боевиков, в котором всем заправляют американцы, турки и израильтяне, и которое уничтожает соседнюю Сирию (тут, справедливости ради, нужно отметить, что именно на Южном фронте — в Дераа, где начинался сирийский кризис, сейчас произошло умиротворение боевиков; боевые и террористические действия не ведутся. Сирийское руководство всегда подчеркивало, что выход из кризиса военным путем невозможен, а решение достижимо только политическим путем).

В этих условиях иорданское руководство боится активных мероприятий против расположенных на территории страны лагерей подготовки боевиков. Говорят, что в Иордании уже миллион сирийских беженцев, хотя, наверное, эта цифра завышена, потому что размеры помощи беженцам от международных организаций зависят от их числа. А прямо в лагерях беженцев расположены лагеря подготовки боевиков. И неизвестно, куда они будут переброшены, особенно сейчас, когда в прилегающих районах Сирии правительству удалось замириться.

И нельзя исключать, что в этой мирной, спокойной и хорошо относящейся к русским стране, где многие говорят по-русски, где-то в глубине пустыни находятся лагеря, в которых готовят тысячами (sic!) боевиков, которые будут взрывать трубопроводы в России и убивать русских людей. И нам нужно сделать многое для того, чтобы этого не допустить, начиная от информационной борьбы и разъяснительной работы, и заканчивая, может быть, политическими и экономическими мероприятиями.

А пока хочется надеяться, что Иордания останется такой же мирной, стабильной и спокойной, но все равно в сердце немножко тревожно о будущем этого последнего островка стабильности в море насилия на Ближнем Востоке.

Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.

Автор Саид Гафуров
Саид Гафуров — политолог, руководитель направления "Восток", ведущий прямых эфиров Правды.Ру *
Обсудить