Государственный визит короля Саудовской Аравии Абдаллы Бен Абдель Азиза в Великобританию должен был принести много пользы обеим сторонам. Однако единственное чувство, которое испытало мировое сообщество после окончания всех протокольных встреч, стало разочарование.
Еще до приезда короля в Лондон многие политики, равно как и простые британцы на улицах высказывали мнение, что «визит, конечно, важен, но никакого интереса он в себе не несет».
С само начала все шло не слишком гладко. Министр иностранных дел Великобритании Дэвид Милибэнд отменил запланированную встречу с Абдаллой Бен Абдель Азизом, сославшись на то, что он должен присутствовать на рождении ребенка, которого он собирался усыновить. Его коллеге с саудовской стороны, принцу Сауду аль-Фейсалу пришлось также отказаться от встречи, сославшись на огрехи в протоколе. Тем не менее, прохладное отношение британских высших чиновников сильно расстроило делегацию Эр-Рияда.
Масла в огонь подлил и демарш лидера Либерально-демократической партии Великобритании Винсента Кэйбла, которой в свою очередь отказался иметь какое либо отношение к визиту лидера страны, где, по его словам «не соблюдаются права человека».
Такая позиция ведущих политиков Великобритании весьма странна. Во-первых, любой официальный визит главы иностранного государства представляет собой символ развития двусторонних отношений на взаимовыгодной основе. Во-вторых, у Лондона огромные интересы на Ближнем Востоке, особенно политики Туманного Альбиона заинтересованы в хороших, даже дружеских отношениях с правящим в КСА домом Саудов. Королевство является ведущим торговым партером Великобритании во всем регионе. Товарооборот между двумя государствами, который по разным оценкам составляет около четырех с половиной миллиардов фунтов в год, больше, чем со всеми остальными странами региона вместе взятыми.
Кроме того, Эр-Рияд всегда был самым надежным союзником Великобритании (впрочем, и США тоже) на Ближнем Востоке. Однако теперь королевство стало сильнее во внешнеполитическом плане. Саудовская Аравия стала способна проводить самостоятельную политику, результатом которой, например, стало решение Лиги Арабских Государств, где Эр-Рияд играет далеко не последнюю роль, о возможном мирном решении арабо-израильского конфликта, который длится десятилетиями.
Великобритания всегда искала возможности закрепиться на Ближнем Востоке, и КСА в политическом плане представляет для них отличный плацдарм. Тони Блэр, еще в бытность премьером, активно призывал Буша поспособствовать сближению Лондона и Эр-Рияда. Теперь он занят поиском союзников в регионе Персидского залива. И влиятельный дом Саудов был бы для британцев лучшем решением проблемы.
Есть и еще один фактор, оказывающий влияние на британско-аудовские отношения – Ирак. Лондон вскоре выведет свои войска из страны, однако перед уходом британским политикам хотелось бы оставить после себя хотя бы намек на спокойствие в Ираке. В стране, раздираемой межрелигиозными конфликтами, Саудовская Аравия поддерживает суннитское меньшинство, которое, в основном, и вносит дисбаланс в вопрос о безопасности. Поэтому Лондону было бы неплохо добиться от королевства попытки оказать влияния на настроение внутри суннитской общины и заставить сложить оружие наиболее радикальных ее членов.
Кроме того, КСА разделяет сомнения и опасения запада по поводу иранской ядерной программы и возрождения персидского национализма в Заливе. Вот почему координация действий Запада и членов Совета сотрудничества государств Персидского Залива (ССГПЗ) жизненно необходима обеим сторонам.
Помимо всего прочего, интересы Великобритании и Саудовской Аравии сходятся и в вопросе о глобальном терроризме. Нет никаких доказательств, что правительство КСА имеет какое-либо отношение к Аль Каеде или другим радикальным группировкам, в том числе и внутри самой Великобритании. Наоборот, в одном из интервью король Абдалла настаивал, что спецслужбы его королевства предоставляли и предоставляют всю возможную информацию о террористах или готовящихся терактах. Безусловно, есть подозрения, что саудовские деньги оседают в карманах исламских радикалов и что многие религиозные деятели из Саудовской Аравии проповедуют «священный джихад против крестоносцев». Тем не менее, критика со стороны британцев не имеет под собой основания, королевство уже три года борется со всеми проявлениями экстремизма и терроризма на своей территории и вряд ли стало бы подкармливать своих собственных врагов.
Вообще, политика Великобритании в отношении Саудовской Аравии выглядитвесьма недальновидной. Упреки стране, где сохраняются вековые традиции династического правления, в отсутствии избираемого всенародно парламента или несоблюдении прав человека выглядят абсурдно. Лондону следовало бы уделять больше внимания и, главное, уважения свои наиболее надежным союзникам на Ближнем Востоке вместо того, чтобы обрушиваться на них с абсурдными обвинениями.
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.