Пока шииты требуют публичной казни Саддама Хусейна, сунниты с оружием в руках пытаются вернуть утраченные привилегии. Тем временем, Буш и его политические советники, похоже, не представляют, как выбраться из иракского капкана. С одной стороны, открыв вентиль иракской нефти, Белый Дом несколько снизил цены на топливо. Но это цена несоразмерна человеческим потерям. Осуждение Саддама к повешению накануне выборов в Конгресс только повредит республиканцам.
Бывший диктатор Саддам Хусейн, приговоренный к смертной казни через повешение, снова предстал перед судом. Ранее его обвиняли в убийстве 148 шиитов в деревне Дуджейл, где на Хусейна было совершено покушение. Теперь Саддаму предстоит ответить за геноцид курдов на севере Ирака в конце 80-х годов.
В Багдаде восторженные шииты требуют показать казнь по телевидению, сунниты протестуют. Чтобы разобраться в ситуации, важно понять, что представляют из себя иракские религиозные антагонисты.
Сунниты – это мусульмане, которые руководствуются «сунной» – сводом правил и устоев, основанных на примере жизни пророка Мухаммеда. Постулаты Корана они воспринимают буквально и выступают категорически против каких-либо модификаций священной книги. Суннизм не везде одинаково жесткий – в Ираке он куда мягче, например, афганской модели, где талибы даже бороды стригли строго по регламенту «сунны».
В отличие от суннитов, у шиитов толкование предписаний пророка возможно. Правда, только теми, кто имеет на это особое право. Это имамы – посредники между мусульманами и Аллахом. Сунниты поклоняются всевышнему без посредников, поэтому для них имам всего лишь религиозный функционер, а шииты – суть ревизионисты ислама, привнесшие в учение пророка многие «недозволенные» новшества. Таков в самых общих чертах многовековой конфликт старообрядчества и реформаторства во второй по численности мировой религии.
Суннизм доминирует в исламском мире. Шииты представляют не более 10 процентов от общего числа мусульман. Однако по странам они распределены неодинаково: есть государства, где шииты составляют абсолютное большинство населения - Иран, Йемен, Бахрейн, отчасти Азербайджан. Больше половины граждан Ирака – шииты.
При Саддаме Хусейне шиитское большинство было фактически отодвинуто от управления страной, и это обстоятельство всегда удваивало здесь предпосылки сектантского раскола. Шииты и без того считают себя несправедливо обойденными, причем обиды уходят в седую глубь веков истории ислама.
Поэтому первое, с чем столкнулись американцы, свергнув Хусейна и пытаясь наладить гражданское самоуправление в стране, была вопиющая неготовность шиитов работать в органах власти, служить в полиции и армии.
Во-первых, напрочь отсутствовал навык, во-вторых, не было желания. Шиитские обиды требовали сатисфакции. После десятилетий притеснений хотелось немедленно воспользоваться плодами победы, неважно, что она чужая. В общем, «Грабь награбленное!». А разгуляться было где. Несмотря на санкции Запада, Багдад оставался процветающей столицей Ближнего Востока.
Суннитское меньшинство, напротив, представляет собой касту управителей. Почти никто из бывших офицеров или чиновников не пошел на службу сформированному оккупантами режиму. Высшее офицерство сумело спрятать значительное количество оружия и боеприпасов. Действуют хорошо законспирированные сети боевиков. Это, вне сомнения, идейные бойцы, идея которых в том, чтобы вернуть свои утраченные привилегии. Декоративное избрание в прошлом году спикером иракского парламента мусульманина-суннита не могло по определению создать хотя бы видимость межконфессионального баланса в стране.
Поэтому неправильно говорить о том, что с уходом американских морских пехотинцев в Ираке вспыхнет гражданская война. Война уже идет. Фактически еще весной этот факт признал директор национальной разведки США Джон Негропонте, когда столкновения шиитов и суннитов приобрели особенно ожесточенный характер.
Вековая жажда мести нашла выход в уничтожении суннитских мечетей. Новые шиитские лидеры расписались тогда в полном своем бессилии обуздать террор религиозных фанатиков-единоверцев. Межрелигиозные столкновения в Ираке только в марте 2006 года унесли жизни 1300 человек
Иракские шииты требуют, чтобы казнь Саддама Хусейна – с учетом процедуры апелляции она вряд ли может состояться раньше конца января будущего года – транслировалась по телевидению. Они считают, что повешение должно состояться на площади в присутствии членов семей тех, кто был уничтожен по его приказу.
«Мы настаиваем на публичной казни, - заявил 31-летний житель Багдада Салам Махамад. - Если повешение будет тайным, мы будем протестовать и требовать отставки правительства».
Вместе с тем некоторые шииты считают, что рядом с Саддамом должен висеть президент США Джордж Буш – «за все те разрушения и беды, которые он принес Ираку», цитирует британская The Times слова молодого учителя-шиита из Багдада.
Тем временем Джордж Буш и его внешнеполитические советники, похоже, не представляют, как выбраться из иракского капкана. С одной стороны, открыв для Америки вентиль саддамовской нефти, администрация Белого Дома записала себе в актив некоторое снижение цен на топливном рынке Америки.
Но цена несоразмерна человеческим потерям. Осуждение Хусейна к повешению накануне выборов в конгресс привело к обратному для республиканцев эффекту. Достаточно вспомнить, с каким мизерным перевесом досталось Бушу переизбрание на второй срок.
Существует также немаловажный правовой аспект: по какому закону осудили бывшего президента Ирака. Вряд ли по тому кодексу, какой действовал во времена правления. Цивилизованная юриспруденция исключает мотив государственной мести. Новые пост-саддамовские законы, по общемировой практике, не должны иметь обратной силы.
Подмена права целесообразным правосознанием – это те грабли, на которые неизбежно наступают победители. Осуждая побежденного, всегда велик риск сделать их него мученика.
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.