В последние недели вокруг иранской ядерной программы разворачивается нешуточная интрига, которая способна спутать все карты американской администрации. Фактически, аргумент, на который всегда ссылался Белый дом, а именно мнение международных экспертов в области ядерной энергетики, сегодня стал для Вашингтона крайне неудобен и противоречит его представлениям о дальнейшей судьбе Ирана.
Слишком много потрачено сил, чтобы убедить мир в грядущей мировой войне по вине Тегерана. И вдруг, на заключительном этапе психологической обработки мирового сообщества угрозой грядущего ядерного кошмара, глава МАГАТЭ заявляет, что у него нет сведений о стремлении Ирана создать ядерное оружие. Для Буша это не просто поражение, это провал его концепции управляемого хаоса, с помощью которого можно решить не только политические проблемы укрепления однополярного мира, но и сжечь в топках войны триллионы напечатанных, но не обеспеченных ничем долларов, и оттянуть на долгое время крах американской финансовой системы. Для США борьба еще впереди, но путь к поражению уже обозначился.
Тегеран и Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ) приступили к заключительному раунду переговоров по иранской "ядерной проблеме". Это четвертая по счету встреча между МАГАТЭ и Ираном, которая должна приоткрыть завесу секретности над иранскими ядерными программами. С иранской стороны в переговорах участвует представитель Тегерана при МАГАТЭ Жавад Ваиди, а МАГАТЭ - заместитель главы агентства Олли Хейнонен.
Как отметил глава МАГАТЭ Мохаммед аль-Барадеи, этот раунд крайне важен, поскольку на нем будет основан доклад агентства по Ирану, который выйдет в ноябре 2007 г. Он в очередной раз призвал Тегеран сотрудничать с МАГАТЭ и сделать свою программу максимально "прозрачной". Как известно, в центре переговоров – вопросы, связанные с использованием иранскими атомщиками центрифуг для обогащения урана. По данным экспертов МАГАТЭ, на иранских объектах главным образом используются центрифуги P-1 старого образца. В то же время иранская сторона разрабатывает усовершенствованные модели центрифуг P-2, позволяющие добиться гораздо более высокого уровня обогащения изотопов урана-235.
Поэтому нынешняя миссия МАГАТЭ заключается в снятии имеющихся у мирового сообщества опасений относительно того, что, выйдя на новый уровень обогащения урана, Иран получит возможность создать атомную бомбу. Глава иранской Атомно-энергетической организации Мохамед Сайеди выразил надежду, что на этих переговорах удастся решить ситуацию вокруг ядерной программы его страны.
Напомним, что, учитывая договоренности Тегерана и МАГАТЭ, пять постоянных членов СБ ООН и Германия отложили до конца ноября принятие решения о новом пакете санкций против Ирана за его отказ приостановить работы по обогащению урана."Шестерка" приступит к обсуждению текста третьей резолюции СБ ООН после того, как заслушает доклады верховного представителя по внешней политике и безопасности ЕС Хавьера Соланы и гендиректора МАГАТЭ Мохаммеда аль-Барадеи.
Между тем в воскресенье вечером, накануне прибытия Олли Хейнонена в Тегеран, Мохаммед аль-Барадеи дал интервью телекомпании CNN, в котором опроверг утверждение Вашингтона о том, что Иран рвется к обладанию ядерным оружием. Аль-Барадеи заявил: "Я не получал какой-либо информации о том, что в Иране ведутся конкретные разработки программы ядерного вооружения". По мнению главы МАГАТЭ, даже в случае начала таких работ для создания ядерного оружия Ирану потребуются годы. При этом он предупредил международное сообщество, что дальнейшее нагнетание страстей вокруг ядерных программ Ирана может иметь непоправимые последствия как в региональном, так и в глобальном масштабе.
Днем ранее аналогичное заявление сделал министр иностранных дел Германии Франк-Вальтер Штайнмайер. Он предостерег международное сообщество от военных действий в отношении Ирана. "Военные операции не помогут решить проблему", - сказал он. Таким образом МАГАТЭ открыто вошло в лагерь противников усиления давления на Тегеран, что серьезно осложняет администрации Буша задачу создания новой антииранской коалиции накануне решающего обсуждения в Совбезе ООН.. Очевидно, что выводы агентства не удовлетворят Белый дом, рассчитывающий получить от МАГАТЭ недвусмысленное подтверждение своей правоты.
24 октября с.г. США ввели дополнительные санкции против Ирана. Санкции затронули более 20 иранских компаний, банков и частных лиц, а также министерство обороны страны. В Вашингтоне надеются, что новые меры смогут приблизить остановку ядерной программы Тегерана и "свертывание террористической активности страны". Последовательным союзником США здесь выступает Великобритания. Официальный Лондон не только поддерживает США, но и намерен также участвовать в подготовке самостоятельных санкций в адрес Тегерана со стороны Европейского союза. За день до заявления Мохаммеда аль-Барадеи с резким выпадом в адрес Тегерана выступил один из главных идеологов силового решения иранского вопроса вице-президент США Ричард Чейни. "Иранцы агрессивно работают над потенциалом для обогащения урана, и окончанием этого процесса будет создание ядерных вооружений",– заявил господин Чейни. Аналогичную оценку иранских ядерных программ дал на пресс-конференции в Белом доме 17 октября и президент Буш.
Президенту США теперь трудно надеяться на согласованную позицию членов СБ ООН. Позиция России, Китая, Германии очевидна и, вероятно, будет неизменна. Объективная информация более ценна для настоящих политиков, чем заклинания о грядущих ядерных кошмарах. Ученых надо ценить, а не использовать. Поэтому Буш – не Наполеон, который унес ноги из египетского похода только благодаря своему приказу: «Ослов и ученых в середину», имея ввиду, что наиболее ценное должно быть под максимальной защитой – ученые, которые думают, и животные, везущие на себе воду и пищу.
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.