В соседнем с Россией государстве началась очередная "оранжевая революция". На этот раз речь идёт о Монголии. После того, как в 1990 г. там пала власть коммунистов, об этой стране, находящейся на периферии между Китаем и Россией, почти забыли, и до недавних пор она не была центром всеобщего внимания. Однако монгольская "тишина" оказалась изменчивой: в Улан-Баторе начались вооруженные столкновения.
Яблоком раздора стали результаты прошедших 29 июня парламентских выборов. Монгольская народно-революционная партия (МНРП), наследница коммунистов, ещё до объявления официальных итогов выборов, выступила с преждевременным заявлением о своей победе, дающей ей право формировать правительство.
С этими результатами не согласилась оппозиция в лице местных "демократов" и "республиканцев", которая вывела на улицы своих сторонников. Начались многотысячные митинги протеста. Через день после выборов наследники Чингисхана и Батыя схватились не на шутку. Ситуация обострилась в ночь с 30 июня на 1 июля, когда оппозиция перекрыла движение транспорта в центре Улан-Батора.
Беспорядки в Улан-Баторе начались после провокационного выступления лидера оппозиционной Демократической партии и бывшего премьера Цахиагиин Элбэгдоржа, обвинившего "революционеров" в фальсификации. Он потребовал пересчета голосов и "привлечения к уголовной ответственности лиц, подкупивших избирателей". Стоит заметить, что оппозиционеры с подобным заявлением явно поторопились. Дело в том, что данные о "взятии революционерами" парламента центральная избирательная комиссия страны официально не подтвердила, поскольку еще не подсчитала все голоса.
Тем не менее, своевременно разогретая алкоголем толпа оппозиционеров двинулась к штаб-квартире МНРП, забросав её бутылками с зажигательной смесью и камнями, после чего смяла полицейское оцепление, ворвалась внутрь здания.
Впрочем, демократию местные демократы понимают как-то уж очень по-своему. Таким образом, они повторили предыдущее январское "достижение" 2006 г., когда противники "революционеров" в ответ на их выход из правящей коалиции разгромили их главный штаб. Следует напомнить и о том, что ровно четыре года назад, 1 июля 2004 г., произошло нечто похожее, когда демократы штурмом взяли главный телецентр страны.
Монгольские демократы оказались верны своим традициям и на этот раз: они разгромили "ставку враждебного хана", предав её погрому и огню. Напомним, что бывшие коммунисты пришли к власти из-за экономического краха страны. В начале 2006 г. МНРП обвинила старое руководство в неспособности бороться с коррупцией и бедностью, развалила коалицию с демократами и вернула правление.
Кто же стоит за нынешними выступлениями в соседней Монголии? Напомним, что из-за тяжёлой экономической ситуации в стране здесь уже не раз происходили серьёзные политические баталии, в которых были заинтересованы внешние силы.
Показательно, что накануне выборов, 24 июня, американское издание The Wall Street Journal писало: "Данные соцопросов указывают, что правящая Революционная партия может проиграть выборы, а верх одержит Демократическая партия".
Стоит заметить, что за несколько дней до монгольских выборов к этому, казалось бы, не слишком заметному в мировой политике событию в далекой стране неожиданно проявили повышенное внимание американские СМИ. Так, вышедшая 25 июня газета The Washington Post поместила на своих страницах знаменательную статью с характерным заголовком одной из статей: "Россия в погоне за монгольскими ресурсами".
Речь в ней шла о том, что Вашингтон заинтересовался Монголией как крупным поставщиком урана. По признанию американских журналистов, "нынешний скачок цен на энергоносители заставил США искать "альтернативные источники энергии, прежде всего ядерные". Впрочем, все мы прекрасно знаем, для каких еще нужд кроме "гражданских" используется уран.
Издание возмущается тем, что "Россия обгоняет США по влиянию в восточном полушарии: "Сегодня эта страна сосредотачивает свое внимание на весьма удаленных местах – на Монголии, в прошлом зависимой от СССР. Монголия богата полезными ископаемыми, в том числе каменным углем, медью и ураном. Ее урановые залежи, по разным оценкам, могут дать до 1,3 млн тонн сырья". Впрочем, в этой стране также имеются серьёзные запасы стратегически важных вольфрама и молибдена, а также редкоземельных металлов.
Заметим, что еще в 2006 г. мировые запасы урана оценивались так: на первом месте – Австралия (27%), на втором – Казахстан (17%), на третьем – Канада (15%). Четвёртое место было у ЮАР (11%), пятое – у Намибии (8%), шестое – у Бразилии (7%), седьмое – у России (5%), восьмое делили между собой США и Узбекистан (по 4%). Монголию тогда еще мало кто серьезно воспринимал и она замыкала десятку "урановых держав" планеты. Однако новые урановые "открытия" принесли ей почетное 3-е место в этом списке.
Американские издания усмотрели в апрельском и майском визитах 2008 г. в Москву премьер-министра страны Санжийн Баяр и президента Намбара Энхбаяр то, что "бывшие хозяева Монголии, распоряжавшиеся там в годы холодной войны, теперь снова хотят добраться до ее запасов. Множество агрессивных российских компаний, таких как "Базовый элемент" Олега Дерипаски, "Газпромбанк", а также "главный агент влияния Москвы в Монголии, государственный оборонно-промышленный концерн "Ростехнологии" во главе с путинским протеже Сергеем Чемезовым, из кожи вон лезут, чтобы завладеть ее природными богатствами".
По данным другого американского издания The Wall Street Journal , "Российский бизнес уже владеет 49% акций железных дорог Монголии и крупнейшими компаниями медеплавильной и золотодобывающей отраслей".
Серьезную озабоченность Белого дома вызывает то, что российские военные завязали с руководством страны долговременные связи и то, что Россия построит в Монголии ядерный реактор.
По признанию американских журналистов, "Каждому из участников соревнования (США, России и Китаю) для победы необходимо прочно утвердиться в Монголии, чтобы защищать свои интересы". Стоит заметить, что ещё раньше они выразили опасение, что власти Монголии начали "наступление на права частной собственности зарубежных инвесторов, в том числе и в добывающей промышленности" и что США напомнили монголам, что они "опасно близки к превращению в ресурсных националистов".
Особое недовольство США было вызвано тем, что накануне выборов "уходящий кабинет подготовил законопроект, закрепляющий высокие налоги на непредвиденную прибыль в добывающей промышленности, и потребовал передать государству контрольные пакеты акций в "стратегических" добывающих предприятиях".
К делу подключились американские конгрессмены и даже министр торговли Карлос Гутьеррес. Они предупредили монгольского президента Энхбаяра, что это "не соответствует международным нормам".
В немалой степени заокеанских любителей демократии напугал монгольский флот, которым страна обладает, не имея выхода к морю. Американские журналисты опасаются того, что он совершает сомнительные плавания к берегам КНДР и Сирии, намекая на то, что его корабли могут перевозить "запретные" грузы в эти страны-"изгои". По их словам, "Отсутствие контроля означает, что Монголия должна стать предметом опасений в кругах борцов за нераспространение ядерного оружия".
Потрясающее признание звучит в самом конце статьи The Washington Post : "поскольку речь здесь идет о вопросах геополитики и законности, Америка должна что-то предпринять – время не ждет". В свою очередь, другое американское издание The Wall Street Journal пишет: "Пока Вашингтон зацикливается на Ираке, Россия расширяет влияние в Евразии" и что "США вскоре могут столкнуться со стратегическим вызовом в одном из самых богатых полезными ископаемыми регионов мира. Если эти тенденции продолжатся, Монголия превратится в экономический сателлит путинской России. Если Россия сумеет шантажом принудить Монголию к экономической покорности, то затем, возможно, попробует распространить эту тактику на другие страны Центральной Азии".
Американские газетчики из The Washington Post заявляют: "конкуренция за природные богатства является одним из ключевых моментов всемирной борьбы за ресурсы, ставшей характерной чертой XXI века. Россия озабочена укреплением своего присутствия в недоразвитой Монголии. Западу следовало бы этим озаботиться". The Wall Street Journal предлагала бороться с российским влиянием так: "Америка может объединить свободные страны Азии для поддержки демократических ценностей и помощи государствам, которые создают либеральные структуры". Такое вот признание.
Можно было бы отнести все эти слова на счет банального бреда заокеанских журналистов, если бы не одно "но". В США СМИ являются практически зеркальным отражением настроений местной общественности и элиты.
Как же будут развиваться событий в стратегически важной для нас стране? В дело вмешался действующий президент страны, который для наведения порядка может ввести в стране чрезвычайное положение. Впрочем, России и Китаю не следует оставаться пассивными зрителями в этом очередном проамериканском спектакле, грозящем нам потерей колоссального по своей значимости сырьевого рынка. И поскольку Вашингтон куда дальше от Улан-Батора географически, чем Москва или Пекин, все карты благополучного решения этого противостояния находятся в наших руках.
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.