Иран вновь демонстрирует "мускулы". Второй день подряд (27 и 28 сентября) там ведутся масштабные военные учения. Которые включают в себя и ракетные пуски. Испытывается, в частности, оружие средней дальности типа "Шехаб" и "Седжаль", с радиусом действия две тысячи километров, способное поразить военные базы США в регионе.
Особое внимание эксперты уделяют запускам ракет малой дальности "Зильзаль", "Фатх" и др. В Израиле опасаются того, что они могут стать грозным оружием в руках террористической группировки "Хизбалла", угрожающей северу страны.
Руководство Ирана не устает заявлять, что нынешние учения преследуют одну-единственную цель: показать всем, что агрессор, вознамерившийся напасть на эту исламскую республику, получит достойный отпор.
Читайте: Главу МАГАТЭ заподозрили в недопустимых симпатиях к Ирану .
В то же время еще не утих разразившийся в сентябре скандал с обнаружением нового ядерного объекта в иранском Куме. По данным американской и израильской разведок, это завод по производству обогащенного урана. И, что совершенно не исключено, такого урана, который может быть использован для ядерного оружия.
Однако такое предположение решительно опроверг президент Махмуд Ахмадинеджад во время своего выступления на Генассамблее ООН 24 сентября. Он сказал, что завод в Куме является одним из "совершенно законных" объектов, не имеющих военного значения.
Но если так, тогда почему Тегеран тщательно скрывал информацию об этом объекте, а затем препятствовал его проверке международными инспекторами?
Обнаружение нового ядерного объекта в Иране всколыхнуло весь мир. Лидеры США, Великобритании и Франции подвергли власти страны жесткой критике. Судя по сообщениям западных СМИ, теперь от Исламской Республики ждут полного обнародования данных об ее ядерной программе.
В противном случае Тегеран ожидают новые санкции. Подобного исхода не исключает и глава комитета Совета Федерации России по международным делам Михаил Маргелов.
Серьезное беспокойство 26 сентября выразил президент России Дмитрий Медведев. По его словам, такие действия иранских властей идут "вразрез с требованиями Совбеза ООН", и МАГАТЭ должно провести "инспекционную проверку объекта". Однако российский лидер не считает, что ситуация зашла в тупик.
По его словам, запланированная на 1 октября встреча в Женеве с "шестеркой" (США, Россия, Германия, КНР, Великобритания и Франция) даст Ирану возможность представить "убедительные доказательства" стремления к использованию ядерной энергии в мирных целях.
Чего добивается Тегеран в столь непростой момент, когда большие державы пытаются установить мир на Ближнем Востоке? Об этом в интервью "Правде.Ру" рассказал главный научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений РАН Георгий Мирский.
– Таков ответ Ирана на требования Запада свернуть ядерную программу. Напомню, что месяц назад в Германию прибыл израильский премьер-министр Нетаньяху. Встретившись с ним, канцлер Меркель заявила о том, что Ирану дается месяц на раздумье. И теперь мы видим, что он вовсе не собирается соглашаться на требование мирового сообщества.
Еще раньше Ахмадинеджад заявлял о том, что иранские власти намерены довести количество центрифуг для обогащения урана с восьми тысяч имеющихся в Натанзе до 54 тысяч. То есть расширить его производство и улучшить качество. Другими словами, получить сырье для производства ядерного оружия.
Есть и другой момент, говорящий о том, что Иран стремится к обладанию не только мирным атомом. Еще несколько лет назад Россия сделала ему предложение, от которого, казалось бы, трудно было отказаться: обогащать для Ирана уран – сугубо мирного назначения - на своей территории.
Кроме того, целый пакет предложений для того, чтобы Тегеран прекратил свою ядерную программу, последовал и от Запада. Например, построить там несколько АЭС.
Разве не должен был радоваться Тегеран возможности избавиться от миллиардных затрат на строительство АЭС и производство для них топлива? Но от подобной помощи он отказался.
Читайте: Новый министр обороны Ирана разозлил США в день назначения .
Объяснение напрашивается само собой: Тегерану не нужны ни АЭС, ни низко обогащенный уран для этих станций. А нужно высоко обогащенное оружейное сырье. Чтобы в итоге произвести атомную бомбу .
Сейчас все говорят о санкциях. Но они могут быть эффективнылишь в том случае, если Тегерану запретят торговать нефтью. Раньше попытки ужесточения санкций наталкивались на сопротивление со стороны России и Китая, имеющих в Иране свои интересы.
Теперь, после того, как Обама решил не размещать ПРО в Восточной Европе, российское руководство может пойти ему навстречу и смягчить свою позицию по поводу санкций. Однако на это не пойдет Китай. Потому что
Иран является для него важнейшим поставщиком нефти и газа.
Так что, думаю, очередная затея с санкциями, скорее всего, провалится. А поскольку Тегеран таки расширяет свою ядерную программу, это явно увеличивает шансы на удар по нему со стороны Израиля", – считает эксперт.
Ведь в Тель-Авиве прекрасно помнят заявления президента Ахмадинеджада с угрозами уничтожить Еврейское государство. И случись такой удар со стороны Израиля, будет похоронена благая идея Обамы о мире на Ближнем Востоке.
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.