Сенсационные заявления американцев о том, что КНДР "призналась" в нарушении "всех мыслимых соглашений" по ядерному нераспространению, продолжают сотрясать азиатский регион. Однако на самом деле американскому эмиссару Келли 4 октября в Пхеньяне сказали лишь о том, что КНДР сможет производить не только ядерное оружие на основе уранового процесса, но и более мощное оружие, если США не откажутся от угроз. И ничего сверх того. Разгадку проблемы, по словам Пхеньяна, Вашингтон может получить в случае признания КНДР и заключения "пакта о ненападении".
Но что еще могли поделать власти КНДР? В первый день переговоров с Келли северокорейцы категорически отвергли обвинения в "секретной урановой программе". Однако в США эта реакция априори расценивалась как "неубедительные отговорки". Похоже, что изначальной целью миссии Келли было продемонстрировать несговорчивость и лживость страны "оси зла". Это помогло бы создать предлог для выхода США из рамочного соглашения 1994 года, согласно которому в КНДР уже к 2003 году должна была быть построена АЭС, и заодно "придержать" союзников в Токио и Сеуле, раздающих авансы Пхеньяну.
Однако Ким Чен Ир ловко ответил на американские обвинения формулой "не подтверждать, не опровергать". Объективно доказать существование северокорейской ядерной программы невозможно. Похоже, что у американцев есть лишь сведения о поставках Пакистаном в КНДР некоторых компонентов соответствующего оборудования. Исламабад это отрицает, независимых подтверждений нет. Президент Буш не настроен вести разговор с Ким Чен Иром, но тогда останутся и опасения относительно северокорейского оружия массового уничтожения.
Теперь Вашингтон пытается взять мировое сообщество "на испуг". Своим союзникам в Японии и Южной Корее он уже выкрутил руки, заставив принять в ходе саммита АТЭС в Лос-Кабосе трехстороннее заявление, которое говорит о ядерной программе КНДР как о деле доказанном и реальном. Но китайский лидер Цзян Цзэминь во время визита в США на шантаж не поддался, подчеркнув лишь важность мирного урегулирования проблемы.
С моральной точки зрения у Пхеньяна имеются основания считать, что США не выполнили обязательств по первому рамочному соглашению, и потому он стремится к заключению нового пакта. А вот потом Пхеньян вполне может допустить на интересующие объекты международных инспекторов, которые убедятся в том, что никакой установки по обогащению урана не существует.
Американцы говорят, что Северная Корея начала программу по обогащению урана уже несколько лет назад. Шеф Пентагона заявил, что США и раньше знали, что Северная Корея обладает плутонием, достаточным для производства одной или двух атомных бомб. Информация о том, что Пхеньян якобы может создать в обозримом будущем еще два-три ядерных боезаряда на базе обогащенного урана и увеличить ядерный арсенал до трех-четырех единиц, не могла в глазах Вашингтона качественно изменить оценку стратегической ситуации на Корейском полуострове.
Однако лишь сейчас вокруг ядерной программы КНДР возник крупномасштабный скандал. Очевидно, что вашингтонская администрация придерживала эту карту для того, чтобы в нужный момент обеспечить американское доминирование в корейских делах — в том числе и путем подрыва доверительных отношений Пхеньяна с Пекином и Москвой.
Что делать России? При всей приверженности Кремля нераспространению и осознании того, что "ядерный кризис" нарушает российские планы в Корее, в том числе экономические, слепая поддержка позиции США не выход. При этом надо учитывать, что США могут реализовать в Корее несколько различных сценариев.
Первый — наращивать давление на КНДР вплоть до применения силы. Однако международную коалицию для этого сколотить вряд ли удастся, так как в обоснованности доводов США сомневаются даже ближайшие союзники Вашингтона, не говоря уж о КНР и России. К тому же северокорейцы в своем заявлении поклялись умереть, но не подчиниться. Так что для полного выяснения истины США придется пойти на крупномасштабную войну, для России это лежит за гранью возможного.
Второй — США будут игнорировать заходы Пхеньяна, постаравшись связать руки своим союзникам в области развития диалога с КНДР и оказания ей помощи. Срыв японо-северокорейских переговоров о нормализации отношений укладывается в этот сценарий. Вашингтон будет утверждать, что ядерная программа КНДР — дело доказанное, а потому необходимы международная изоляция режима Ким Чен Ира и усиление давления на него. Тогда Россия окажется в сложном положении — исходя из собственных интересов, ей надо будет поддерживать КНДР, стараясь при этом не испортить отношения с США. Ситуация опасная, поскольку не исключено, что рано или поздно северокорейцам придется пойти на обострение.
Третий — логичный, но не желаемый вашингтонскими ястребами сценарий, предполагающий урегулирование проблемы в ходе прямого диалога между США и КНДР. Того же хотели бы Китай, ЕС, Япония и Республика Корея — даже с учетом смены администрации в Сеуле она будет заинтересована в сотрудничестве с Севером. Для России здесь, с учетом доверительных отношений российского лидера с Ким Чен Иром, открывается благодатное дипломатическое поле.
Остается рассчитывать на непредсказуемость пхеньянского "великого полководца". Почему бы ему в нужный момент не заявить, что он "пошутил" и что никакой ядерной программы у КНДР нет? Тогда американцам пришлось бы "съесть свою шляпу" и сесть за стол переговоров, если только они опять не обставят их условиями вроде "тотальных проверок и инспекций". Но тут у России, Китая, да и у союзников США будет куда больше аргументов для того, чтобы убедить их решить дело миром.
Георгий Булычев, ИМЭМО РАН
"Владивосток"
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.