Второй год подряд на Московской международной книжной ярмарке презентуют книги министра иностранных дел России Игоря Иванова. Новую его книгу "Внешняя политика России в эпоху глобализации" довольно интеллигентно представили просвещенному народу президент Северной Осетии Дзасохов, а также солидные академики, по сути, не дав министру шанса краснеть от велеречивых похвал в его адрес. Довольно много места в контексте главных тем — глобализации и многополярности — уделено и Украине. Интересно, как министр смотрит на нашу страну и остальной современный мир? Игорь Иванов любезно согласился побеседовать на эту и другие темы со спецкором "Ведомостей".
- Игорь Сергеевич, хотелось бы поздравить вас с двухвековым юбилеем МИД России. Вашу внешнеполитическую и, я бы сказал, писательскую активность отмечают многие. Но вот тираж вашей книги (3 тысячи) сильно уступает, скажем, тиражам изданий господ Марининой или Сорокина?
- Видите ли, о внешней политике России нельзя рассказать в тех популярных жанрах, образчики которых могут широко читаться на курортах или в метро. С другой стороны, я признаю, что сегодня очень важно для нашего министерства найти правильную форму контакта с обществом, то есть общий язык, понятный и неспециалистам. Я надеюсь, что эта книга помогает людям прояснить для себя нашу позицию, взгляд на мир и перспективы его развития.
- В том числе и ваше понимание процессов глобализации. Какую угрозу они несут человечеству и какие проблемы в связи с этим вас особенно беспокоят?
- В условиях глобализации резко усилились новые угрозы международной безопасности и стабильности. Трагические события 11 сентября 2001 года, связанные с беспрецедентными террористическими актами в Нью-Йорке и Вашингтоне, значительно ускорили процесс трансформации международных отношений. Возникновение мировой антитеррористической коалиции стало первым шагом к формированию новой системы безопасности, которая отвечала бы характеру глобальных вызовов XXI века.
Несмотря на то что глобализация объективно диктует необходимость развивать коллективные начала обеспечения мира и стабильности на базе принципов Устава ООН и международного права, все еще наблюдаются попытки решать глобальные проблемы односторонними силовыми методами, строить собственную безопасность в ущерб безопасности других. Закономерные тенденции к углублению интеграционных процессов во многих регионах планеты контрастируют с рецидивами индивидуального и группового "государственного эгоизма", который проявляется в неприкрытом протекционизме и торгово-экономической дискриминации.
Процесс глобализации в последние годы вызывает в мире острые дискуссии. При этом ученые, политические и общественные деятели высказывают самые различные, порой противоположные мнения относительно сущности и природы этого явления, его движущих сил и последствий для мировой цивилизации. Представители одного направления мысли обращают внимание в первую очередь на политическую составляющую глобализационных процессов. Сторонники этой точки зрения считают глобализацию результатом целенаправленной политики наиболее развитых стран мира ("золотого миллиарда"), стремящихся к гегемонии во всех сферах жизни человечества. Так, известный западный социолог Кастельс подчеркивает, что главными "двигателями" глобализации мировой экономики являются правительства наиболее развитых стран и подконтрольные им международные финансовые и торгово-экономические институты — МБРР, МВФ, ВТО.
Другие аналитики рассматривают глобализацию прежде всего как экономическое явление — новый этап процесса интернационализации хозяйственной жизни человечества, ориентированный на форсированную экономическую интеграцию в глобальных масштабах с максимальным использованием научно-технических достижений и свободно-рыночных механизмов и игнорированием сложившихся национальных образований.
Третьи связывают глобализацию в основном с развитием научно-технического прогресса, породившего новые информационные технологии и средства транспорта, которые в свою очередь революционизируют производство, расширяют возможности международной торговли, движения людей и информации.
Все эти точки зрения, несомненно, отражают различные аспекты происходящей на наших глазах глубочайшей трансформации, по сути, всех сторон жизни современной человеческой цивилизации. Поэтому какие бы конкретные определения ни давались процессу глобализации, совершенно очевидно, что за этим понятием стоит своего рода "цивилизационный взрыв", вызванный одновременными и весьма быстрыми изменениями в экономической, научно-технической, информационной и социокультурной сферах жизни человечества.
- Но в мире есть немало противников глобализации...
- Да, идейно-политическая борьба вокруг глобализации уже выплеснулась на улицы городов и становится заметным фактором международных отношений и политической жизни во многих странах. Об этом говорят массовые манифестации противников глобализации в Сиэтле, Праге, Генуе, многотысячные международные конференции, посвященные поиску альтернатив процессу глобализации.
При всех расхождениях во взглядах на глобализацию все же доминирует точка зрения, согласно которой этот процесс носит объективный характер, а значит, с ним необходимо считаться как с фундаментальным фактором развития человеческой цивилизации.
Взаимодействие правительств с гражданским обществом должно быть жизненно важным элементом системы борьбы с терроризмом. Без активной поддержки со стороны прессы, политических, профсоюзных, религиозных движений и организаций невозможно создать в мире обстановку активного неприятия экстремизма любого толка — идет ли речь об агрессивном национализме, воинствующем сепаратизме или религиозной нетерпимости, питающих и оправдывающих терроризм.
Вместе с тем было бы серьезной ошибкой отождествлять терроризм с каким-либо государством или религией. Об этом говорит весь многовековой исторический опыт России как многонационального и многоконфессионального государства. Необходимо развивать диалог между различными цивилизациями на базе общих гуманитарных ценностей.
Одним словом, для успешной борьбы с терроризмом необходим комплексный подход, предполагающий использование всего спектра мер политического, экономического, финансового, гуманитарного характера. Только военными средствами здесь не обойтись. Ведь терроризм не существует сам по себе, он прямо связан с неравномерностью социально-экономического развития, разрывом между богатством и бедностью как внутри государств, так и на международной арене. Именно нищета и безвластие в обширных регионах мира стимулируют нередко появление целых анклавов международного терроризма.
- Отказ от "холодной войны" между Россией и США, конечно же, не избавил человечество от угрозы ядерной катастрофы, но сделал его менее уязвимым. Можно ли ожидать кардинального улучшения в сфере международной безопасности на планете? Что более всего беспокоит вас в американо-российских отношениях?
- Нынешнее положение дел в области международной безопасности и впрямь очень противоречиво. Окончание "холодной войны" бесспорно позволило человечеству немалую часть военных расходов переключить на сугубо мирные нужды. Конкретнее: в 1990-1998 годах почти на 30 процентов сократились общемировые военные расходы — с одного триллиона долларов до 700 миллиардов. Количество ядерных боеголовок тоже уменьшилось в два раза — с 68 тысяч (в 1982 году) — до 32 тысяч единиц. Вместе с тем появились и некоторые весьма тревожные тенденции. В декабре 2001 года администрация США приняла решение об одностороннем выходе из Договора по ПРО 1972 года. Сенат США отказался ратифицировать Договор о всеобъемлющем запрещении испытаний ядерного оружия. Не был ратифицирован американской стороной и Договор СНВ-2. Утвержденный американским конгрессом в феврале 2002 года бюджет предусматривает увеличение военных расходов сразу на 14 процентов — беспрецедентный скачок для всего периода после "холодной войны". Не может не вызывать беспокойства международного сообщества и пересмотр американской ядерной доктрины, которая фактически не исключает возможности применения ядерного оружия против неядерных государств.
Указанные односторонние шаги вызвали озабоченность в широких кругах мирового сообщества, включая ближайших союзников США, ибо они идут вразрез с основными тенденциями современного глобального развития, требующими коллективных подходов к обеспечению международной безопасности. В условиях глобализации ни одному государству, даже самому мощному в экономическом и военном отношении, не под силу в одиночку надежно обеспечить свою собственную безопасность. Скорее наоборот, ставка на одностороннее наращивание военного потенциала способна породить своего рода защитную реакцию малых стран, стимулируя создание ими ядерных арсеналов. В условиях глобализации процесс разоружения и безопасности мира тоже становится глобальным и неделимым.
- Один из разделов вашей книги "Россия и мир" начинается с глав, посвященных именно Украине. Почему?
- Напомню такую историческую деталь: написанную в Украине "Грамматику" Мелентия Смотрицкого великий россиянин Михаил Ломоносов назвал "вратами своей учености", и она долгие годы была основным учебником словесности. А еще раньше первопечатник Иван Федоров являл свои книги как в России, так и в Украине. То есть в мире найдется совсем немного государств, судьбы которых были бы столь же тесно переплетены, как у наших. Веками два народа жили вместе, были связаны общей историей и культурно-цивилизационным родством. Высока степень экономической интеграции между Россией и Украиной, не говоря уже о взаимодополняемом научно-производственном потенциале. Все это предопределяет важность и безальтернативность дружеских, добрососедских отношений между нашими государствами.
Надо признать, однако, что первые годы после распада СССР оказались не самыми простыми для российско-украинских связей. Огромный потенциал наших отношений остался в 90-е годы в значительной мере нереализованным. Объективные и субъективные причины тому в общем-то известны и нет необходимости на них останавливаться.
Главное, что обе стороны осознали необходимость переломить негативную динамику и заложить прочную и конструктивную основу наших отношений. Несомненно, этому способствовало подписание в 1997 году основополагающего Договора о дружбе, сотрудничестве и партнерстве между Российской Федерацией и Украиной. Два года мы шли к ратификации Договора. Добиться этого было непросто в силу накопившихся нерешенных проблем и негативных эмоций. Однако мы смогли пройти этот путь вместе. Сегодня можно с полной ответственностью констатировать, что вступление Договора в силу открыло новую страницу в наших отношениях.
Беседовал Станислав БОНДАРЕНКО
"Киевские ведомости"
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.