Власти Эстонии готовятся к еще одному удару по советскому прошлому этого прибалтийского государства. Из центра Таллина могут убрать памятник советскому Воину-Освободителю. В глазах эстонских властей и националистов это не знак памяти людям, отдавшим жизнь за освобождение их страны от нацистов, а символ «оккупации».
В минувшую субботу в центре Таллина прошел немноголюдный (хотя может быть 300 человек для эстонской столицы это и много), но весьма крикливый митинг сторонников националистических организаций. Митинговали «против» и «за». «Против» - присутствия памятника в центре города, «за» - его перенос куда-нибудь с глаз подальше. Чтоб не напоминал, как страдал маленький прибалтийский народ под игом Москвы… Причем некоторые наиболее горячие эстонские парни предлагали не просто убрать памятник, а показательно его взорвать. Особо рьяные деятели даже начали обвязывать монумент веревками, чтобы наглядно продемонстрировать собравшимся, как нужно поступать «с такими памятниками».
А в ночь на воскресенье несколько сильно пьяных молодых людей облили памятник краской. Вандализм «борцов за свободу» вызвал совершенно не ту реакцию, на которую рассчитывали националисты – с утра жители эстонской столицы понесли к памятнику цветы…
Не остался в стороне от происходящего и глава эстонского правительства Андрус Ансип. Как выяснилось, и ему монумент давно уже мозолит глаза. Памятник Воину-Освободителю «является символом оккупации, и его давно следовало бы убрать в другое место», как это было сделано 15-18 лет назад с другими советскими памятниками, заявил Ансип в понедельник.
По его словам, монумент, изначально стоявший как надгробие, «стал символом оккупации, который нельзя дальше терпеть». В то же время, премьер-министр предложил решить эту проблему юридически корректно: «Его можно перенести на кладбище Сизелинна. Если выяснится, что под памятником есть солдатские захоронения, то их останки нужно перезахоронить». Ну в самом деле, не солидно будет главе правительства лезть на памятник с веревкой или обливать его краской… Хотя такое впечатление, что его бы воля, то г-н Ансип не отказал себе в таком «удовольствии».
Проблема, конечно, не только в самом памятнике как таковом. Во многих восточноевропейских странах памятники советским солдатам, погибших в боях с гитлеровцами, в конце 80-х – начале 90-х подверглись самой дикой обструкции. Этот психоз постепенно сошел на нет. Но не везде – примером тому и служит ныне Эстония и ее южные прибалтийские соседи. Для которых бывшие эсэсовцы ныне милые старички, а ветераны Советской армии – оккупанты…
Что же касается памятника Воина-Освободителя в Таллине, то в последние годы он стал своеобразным символом борьбы с попытками властей переписать историю и реабилитировать пособников нацистов. Каждый год 9 мая к монументу приходят сотни людей почтить память солдат Великой Отечественной. Для эстонских властей этот день давно уже не праздничный. И для них, равно как и для членов разного рода националистических организаций, монумент – сильнейший раздражитель. Хотя бы потому, что в Эстонии еще много людей, которые помнят, что такое нацизм и сколько советских солдат отдали свои жизни в борьбе с ним. И которые не согласны с тем, что их называют «оккупантами».
Олег АртюковСм. также по теме: Власти Эстонии об эсэсовцах: Эти люди заслуживают почета
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.