- Эту встречу, на которой Россия присутствует в качестве нейтрального наблюдателя, можно назвать сборищем «американских лимитрофов». Это организация лимитрофов , это санитарный кордон . В переводе на русский, это называется – «шавки». А зажигательное выступление вице-президента с претензиями к России, с медицинской точки зрения можно назвать взаимным поглаживанием политических эрогенных зон.
- Как вы считаете, почему Россия не представлена в Вильнюсе на более высоком уровне?- А зачем? Это организации лимитроф, мы не являемся американскими лимитрофами. Зачем нам представляться в структуре, которая создана лишь для того, чтобы быть санитарным кордоном для России. Я считаю, мы могли и наблюдателей не посылать.
В отличие от прозвучавшей там критики, российская позиция строится на сдержанности. Россия всегда практически по всем направлениям стремится не допускать аффиксации. Отмечу, практически все претензии, все трактовки российской политики, проистекают не от нас, а от наших оппонентов. Это их личное дело, мы им рот заткнуть не можем. Но серьезно обращать внимание на это тоже не стоит.
Объективно все претензии к России связаны только с одним. Россия совершенно неожиданно превращается в субъект, а не в объект международной политики.
Ричард Чейни выступал перед объектами международной политики. Это страны не просто не суверенные, это страны, которые в принципе мечтают о том, чтоб максимальную часть своего суверенитета подарить США, это их эротическая фантазия.
На мой взгляд, серьезная оценка всего этого просто неуместна, это пиар-акция, не очень приличная. Все-таки Чейни - вице-президент крупной страны, достаточно высокое должностное лицо, и для высказывания каких-то претензий к России, он мог найти более приличное место, повод и контекст. Со времен Буша-старшего, он всегда был большим «любителем» России. Даже во времена Горбачева он ухитрялся относиться к России негативно и с недоверием.
В принципе, в этот раз Дик Чейни ничего нового не сказал. И ничего нового в вину ему поставить нельзя, кроме одного – несолидно. Америка озабочена тем, что Россия проявляет свои позиции и имеет инструмент для реализации позиций. Ситуация простая: с одной стороны Россия начала на постсоветском пространстве последовательно проводить политику в собственных интересах. Этим мы поставили американцев в крайне сложное положение. Им пришлось взять на попечение марионеток, которых они же сами и создали.
Экономическое банкротство всех "цветных" режимов очевидно, и происходит без помощи России. С другой стороны, им не удается выстроить единый фронт против России, потому что наша страна совершила грандиозный прорыв в Европе. Наши отношения со Старой Европой носят настолько стратегически долгосрочный характер, что практически для подобной риторики места нет. Это даже выглядит нелепо в контексте наших взаимоотношений. Дело в том, что призрак экономико-стратегического альянса с Европой, а с другой стороны такого же энергетического альянса с Китаем ставит под угрозу глобальные позиции США.
- Именно поэтому Чейни и говорил об инструментах запугивания и шантажа со стороны России…- Американцы говорят нам об инструментах запугивания и шантажа! Без комментариев, кто бы говорил. Хочу заметить, что Россия не в одном месте не ущемляет интересов США. Конечно, в той степени, в которой эти интересы носят вменяемый характер. Говорить о том, что Россия ущемляет интересы США в Грузии или Молдове – в этом даже есть некое нахальство.
А говорить о том, что Россия потеряет от выхода из СНГ Грузии и Украины это вообще смешно. Вспомним, что Грузия уже выходила, потом опять входила… По поводу СНГ президент высказал формулу, которая обсуждалась некоторое время назад. Это была констатация того, что СНГ не был инструментом сотрудничества, а был инструментом цивилизованного развода. Но ведь бесконечно разводиться нельзя.
Грузия в действительности в СНГ никаким образом не участвует, если не считать «плясок» вокруг того, ехать на очередной саммит СНГ или нет. Если раньше СНГ был поводом для того, чтобы ввести безвизовый режим или таможенные послабления, то теперь у нас с Грузией есть визовый режим, есть достаточно жесткая экономическая война, поэтому никаких последствий нахождение или выход Грузии из СНГ для России не будет.
Что касается Украины, то и к ней относится все вышесказанное. Но существует одно небольшое «но», которое заключается в том, что с Украиной у нас взаимный чрезвычайно льготный миграционный режим. Это достижение Кучмы и Януковича является благом для огромного числа украинских граждан, притом, даже в большей степени для жителей Западной Украины. И Украине этот режим жизненно необходим.
Если Ющенко самостоятельно, без наших подталкиваний, инициирует разрушение этого режима, он нанесет колоссальный удар по своему электорату. Это будет агитацией против самого себя. Именно поэтому все разговоры про выход из СНГ носят скорее риторический характер. И ведут их старшие помощники Ющенко. Есть даже специально обученный министр иностранных дел, который введен в правительство с целью гавкать на Россию. У него есть заместитель, который также озвучивает разные бредни. При этом официальная позиция Украины состоит в том, что вопрос этот рассматривается, но в принципе не актуален.
Ничего существенного, кроме миграционного аспекта, в выходе Украины из СНГ нет. Это может очень сильно ударить по простым людям. А с экономической, политической, глобальной точки зрения ее выход не существенен для России.
Для Украины это значимо еще и потому, что это очень сильно ударить по интересам украинских гастарбайтеров. Сколько их в России - нет нигде! Украина, конечно, большая страна. И в отличие от Молдовы и Грузии, она имеет собственную экономику. Поэтому роль гастарбайтеров в выживании украинского населения не столь велика. Однако вопрос свободного пересечения границы для многих украинских семей жизненно важен.
15 лет назад СНГ было неким шаблоном, из которого что-то могло вырасти или нет. Сейчас же есть целый ряд других межгосударственных организаций, которые созданы с целью интеграции. Эти организации по своей конфигурации отличаются от СНГ: договор коллективной безопасности (военно-политическая структура), таможенный союз, единое экономическое пространство и т.д. Степень эффективности этих структур достаточно разная и, конечно, вызывает некоторые претензии, но, во всяком случае, они созданы ради конкретных целей и в сторону этих целей Россия пытается двигаться. Однако в этих организациях, как ни странно, Украина и Грузия не состоят. Поэтому все их заявления - из области политической риторики, с возможностью нанесения существенного ущерба собственному населению.
Беседовал Александр Петров
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.